Человек легко поддается власти хаоса и даже часто сам стремится к нему, в его бездну. Хаос для него как безбрежный океан, который притягивает, завораживает своей бездной и беспокойством, лишая мысли, чувства, образы, идеи их самостоятельного единства.
При анализе совокупности известных фактов трудно избавиться от мысли, что список фундаментальных законов существенно не полон и в нем не хватает одного общего закона или принципа. Так, или примерно так, можно было бы сформулировать догадку, которую часто высказывали в прошлом. Об этом говорили многие ученые: Больцман, Эшби, Шредингер, Вернадский, Пригожин и многие, многие другие. Идея о том, что в природе действует некий противоборствующий возрастанию хаоса и беспорядка принцип, жива до сих пор.
Разрастание хаоса в самых разных формах, его всепоглощающая, и в этом смысле объединяющая, роль - не тайна, и люди свыклись с его постоянным присутствием. Его обычно даже не замечают, поскольку сущность любой идеи человека несет в себе свое изначальное, внутреннее противоречие. Оно состоит в том, что идеи, как регулярные дискретные структуры, прорастают из непрерывного хаоса и всегда существуют с ним «внутри» единой системы. В системе идей содержатся как упорядоченные структуры, так и неуничтожимое, единое для всех реликтовое искажение, имитирующее непрерывный хаос. Хаос наращивается и воспроизводится человеком. Хаос проявляется в его нечетких, туманных, загадочных, таинственных, интуитивных, иррациональных, метаисторических и иных подобных образах, мыслях, чувствах и идеях. Не осознаваемая или намеренная, это не важно, расплывчатость, туманность, неопределенность в идеях является имитацией непрерывности хаоса, его движения и бездны.
Конечно, можно представить себе систему идей и без имитации хаоса, построенную только на регулярных структурах. Но в таком случае подобная искусственная система должна обладать «оболочкой», надежной защитой от хаоса. Задача такой защиты для системы идей - «держать напор» хаоса. Такие системы идей – это искусственные конструкции, элементами в которых смогут реализовываться однотипные ощущения, однообразные чувства, трафаретные мысли, клонированные образы и детерминированные алгоритмы-идеи. К таким конструкциям, в известной степени, уже приближаются современные компьютерные механизмы и системы. Однако, желание приблизить такой искусственный интеллект к человеческому, рано или поздно остановится перед сверхзадачей, неизвестным законом, принципом, по которому в Мире взаимодействуют хаос и порядок.
Человек дополняет свою систему идей хаосом, хотя и борется с ним одновременно. Хаос придает всей системе жизнеспособность и поэтому люди в самых разных формах культивирует его совместно. В каждой такой системе осуществляется невидимое взаимодействие идей между собой и хаосом. Хаос растет, увеличивается, но человек снова и снова извлекает из его таинственной бездны то, чем питает свою систему идей, поддерживая ее рост, развитие. В эти моменты хаос «проседает», «вздрагивает» и порождает элементарный импульс – росток чувства, мысли, образа, идеи. В противоборстве с человеческим разумом хаос рождает импульсы, которые образуют поток. В этом невидимом потоке из ростков могут пробуждаться осознанные чувства, рождаться мысли, возникать образы и формироваться идеи. Все эти элементы возникают из хаоса дискретно и в единой с ним системе, которая тянется к своему идеалу.
Вообще, было бы правильно говорить не просто об отдельных, разрозненных системах идей, а о Мире идей как о некоторой абстракции реального Мира. Представляя такой Мир идей, в нем следует отделять дискретное от непрерывного. С этой целью в Мире идей должна существовать абсолютно сложная идея, определяющая его непрерывность, и абсолютно простая идея, определяющая его дискретность. Если мы «взглянем» на Мир идей со стороны его абсолютно простой идеи, то он нам будет казаться дискретным, если со стороны абсолютно сложной идеи, то Мир идей предстанет перед нами непрерывным. Кстати сказать, так и получалось, когда окружающий мир люди рассматривали преимущественно со стороны его дискретного образа, тогда Мир какое-то время казался у порога своей простоты. И наоборот когда, Мир рассматривали со стороны непрерывности, он, в конечном счете, вставал перед человеком непознаваемым, бесконечно сложным и даже недоступным.
Поскольку Мир идей един, то поэтому между абсолютно сложной и абсолютно простой идеей существует фундаментальная связь. Такая связь не может изменить ни абсолютно сложную идею, ни абсолютно простую, а Мир идей должен состоять из двух частей – Мира абсолютных идей и Мира (Миров) относительных идей. Эти два Мира составляют единое целое. Они отделены друг от друга хаосом и реально существуют как бы по разную сторону от него. Изменения, которые происходят в этих двух Мирах, идут от их взаимодействия с единым для них хаосом, но происходит это качественно по-разному. В Мире абсолютных идей абсолютно сложная идея пребывает в истине, т.е. в таком непрерывном процессе, который несет в Мир абсолютно новое и совершенное, образуя его вечность. Вечность – это не пространственно-временной покой, а величественное, необратимое, осознанное, вечное проникновение в бесконечный хаос. Это - вечная победа гармонии над бесконечным хаосом в их совместной непрерывности, когда от взаимодействия абсолютно сложной идеи и хаоса образовываются Миры относительных идей. Таких Миров относительных идей может быть множество.
Абсолютно сложная идея, изменяясь, развивается, но совершенно исключает со стороны хаоса любое свое искажение. Абсолютно простая идея, наоборот, не изменяется, но подвержена максимально возможному искажению, поскольку на ее основе зарождаются все Миры относительных идей. Абсолютно простая идея подвергается искажению всегда. Это происходит и тогда, когда ее роль в Мире относительных идей исполняет примитивный образ, и тогда, когда эту идею пытаются представить только как математический, физический или иной жестко детерминированный феномен. При всей странности ситуации, поиск и освоение абсолютно простой идеи в Мире относительных идей представляет собой серьезную проблему, которая исторически достаточно долго ускользает от осознания. Это связано с тем, что она в буквальном смысле притягивает к себе все возможные искажения и окружена своеобразным ореолом из самых разных заблуждений. Причем не существует какая - то злая воля, которая скрывает и осознанно прячет то, что лежит в основании Мира. Тут дело заключается в другом. Абсолютно простая идея существует слитно с самим хаосом и неразличима от него, и не существует отдельно от него. Говоря иначе, сам хаос «подчиняется» этой абсолютно простой идеи. Эта идея - его «плоть и кровь», одна единственная, «личная» истина и тайна , которую он хранит в себе.
Хаос рано или поздно поглотит любую систему идей, искусственно отгороженную от него. Вместе с тем, освоение абсолютно простой идеи, принципа, которым она связана с абсолютно сложной идеей, может качественно изменить любой, в том числе и наш Мир. Наверное, это трудно осознанно изменять привычный для всех Мир. Но, почему-то, кажется, что это возможно, если только сама идея станет желанной для человечества"