УДК 303.732.4
ГЛОБАЛЬНАЯ ЛОЖЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ ОБЩЕСТВА ПЕРИОДА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (ПРИМЕНИМ ЛИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ПРИНЦИП НАБЛЮДАЕМОСТИ КАК КРИТЕРИЙ РЕАЛЬНОСТИ)
Луценко Евгений Вениаминович
д.э.н., к.т.н., профессор
Кубанский государственный аграрный университет, Россия, 350044, Краснодар, Калинина, 13,
prof.lutsenko@gmail.com Глобальная ложь рассматривается в статье как стратегическое информационное оружие общества периода глобализации и дополненной реальности. Рассматривается возможность применения в современном обществе принципа наблюдаемости, как общепринятого в физике критерия реальности. Показано, в каких случаях применение данного принципа в исследованиях общества приводит к общественным иллюзиям, а когда дает адекватные результаты. Предлагаются понятие: «Степень виртуализации общества» и количественная шкала для ее измерения, а также вводится понятие «Общественный умвельт» под которым понимается область общества со своими фундаментальными закономерностями.
Ключевые слова: ЛОЖЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ ОБЩЕСТВО ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНАЯ МЕМЫ РЕАЛЬНОСТЬ ДОПОЛНЕННАЯ ПРИНЦИП НАБЛЮДАЕМОСТИ КРИТЕРИИ РЕАЛЬНОСТИ Keywords:
Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем
(9-я заповедь Моисея, Исх. 20:13).
Если мы исходя из своих стратегических экономических интересов (да и текущих тоже) хотим расширить рынки сбыта своей продукции и, что вполне естественно, хотим эти рынки охранять от различных угроз, которых в современном мире предостаточно, то для этого эти рынки должны попасть в зону нашего вооруженного контроля. Значит предварительно необходимо развить собственную военную инфраструктуру, которой ранее на интересующей нас территории не было. Проблема в том, что там обычно уже есть такая инфраструктура. В данном случае для нас не важно, чья она, важно только то, что она не наша. Следовательно, необходимо ее демонтировать. Но это означает войну, которая, как известно, есть продолжение политики иными средствами (а политика есть продолжение экономики иными средствами).
Войны бывают разные . Но какой бы не была война самое страшное, что в войнах погибают, остаются калеками, теряют имущество и здоровье люди, очень часто мирные жители, дети и женщины, войны порождают огромное количество беженцев и гуманитарные катастрофы. Эти последствия войны не могут быть оправданы ни чем.
Но какие бы низменные и подлые цели на самом деле не преследовали фактические организаторы войны, они при этом чаще всего почему-то хотят остаться в памяти потомков возвышенными и благородными борцами за Истину и Свободу от какого-то врага, желательно коварного и могущественного. Все же даже подонкам как-то неудобно просто так, а чаще всего ради своей личной выгоды, приносить так много горя людям.
Чтобы делать это им необходимо иметь мощный моральный фундамент, на котором должна быть основана их историческая правота. К сожалению этого врага, а значит и морального фундамента как правило в готовом виде не существует и поэтому приходится как-то их выдумывать и формировать самим. При этом не важно, существуют ли они в действительности, важно лишь, чтобы люди сами в это поверили или хотя бы публично признали их существование (те же, кто отказывается это сделать, рассматриваются как предатели со всеми вытекающими и этого последствиями). В этом состоит один из основных принципов нейролингвистического программирования (НЛП), что человек реагирует как человек, а не как физический или биологический объект, не на саму физическую реальность, а на свой образ этой реальности и на свою интерпретацию этого образа. Иначе говоря, в данном контексте не важно, почему человек считает, что он прав, потому, что на это есть реальные действительные основания или потому, что его в этом убедили тем или иным способом, важно лишь, что он так считает и действует соответствующим вполне определенным образом. Безусловно, все эти принципы НЛП звучат весьма и весьма цинично, однако похоже, это нисколько не мешает тому, что, действительно будучи циничными, они, тем ни менее, весьма и весьма эффективно работают.
Таким образом, становится востребованным некое мощное средство формирования образа врага и строительства морального фундамента, дающего моральную санкцию на его уничтожение. При этом, как уже говорилось выше, не важно, реальный этот враг или мнимый, важно лишь, чтобы люди поверили в то, что он реальный или, по крайней мере, сделали вид, что поверили в это, т.е. вели себя соответствующим образом.
В современном мире таким средством является «Стратегическое информационное оружие» (СИО), стоящее на вооружении «Информационных войск стратегического назначения» (ИВСН). Боевой частью этого оружия являются так называемые «информационные материалы», несущие определенный информационный заряд или даже «информационную бомбу», который может иметь самостоятельное общее или целевое действие или являться лишь компонентом составной боевой части, сборка и активация которой произойдет в заданном месте и времени или по заданному событию, и т.д. и т.п.. Эти материалы разрабатывают специально подготовленные воины этого вида вооруженных сил, которые внешне часто выглядят как ангажированные журналисты (не путать с «честными» журналистами, выполняющими свой долг), или являются сотрудниками специальных военных и политических структур и институтов. Средством доставки боевой части СИО являются средства массовой информации (СМИ), глобальные информационно-коммуникационные системы, прежде всего Internet и мобильная связь. Могут также использоваться и слухи, т.к. обычно они воспринимаются населением как доверительно (лично) сообщенная достоверная информация, а также традиционная печатная пресса любого цвета (в зависимости от целевой аудитории) и другие каналы передачи информации.
По всем этим причинам в политике как-то не принято без предварительной мощной идеологической и информационной артподготовки на практике реализовать свои военные и экономические амбиции. Цель такой информационной компании в том, чтобы создать у союзников и заданных целевых групп населения, в т.ч. если возможно даже у 5-й колонны противника , полную уверенность в своей правоте.
Но как убедить целевую аудиторию, что белое – это черное, а черное – это белое, как кардинально и, по сути, произвольным образом перестроить систему интерпретации событий человека, чуть ли ни его мировоззрение? Для этого необходимо сделать так, чтобы информация боевой части воспринималась представителями этой целевой аудитории как в высшей степени достоверная, чуть ли не как истина в последней инстанции (при этом на самом деле все обстоит как раз наоборот, т.е. это просто ложь, о чем разработчики этой боевой части, конечно, прекрасно знают).
И спецслужбы знают, как это сделать.
Во-первых, поскольку действие на получателя эта информации должна оказать не через механизм ее интеллектуального понимания, а наоборот, некритически, через механизм внушения , то ее источник, откуда этот получатель должен получить данную информацию, должен рассматриваться им как очень достоверный (при этом какой он на самом деле – это не важно).
Во-вторых, сама эта информация должна иметь внешние формальные признаки достоверности, т.е. выглядеть как достоверная для тех, кому она адресована.
Примеры по 1-му пункту.
Через несколько минут после падения Боинга на востоке Украины президент США заявил, что в этом виновата Россия. Никаких доказательств этого он не привел до сих пор, но практически все страны Евросоюза с ним согласны, а некоторые даже более согласны, чем он сам (это те самые, которые были согласны даже раньше, чем упал этот Боинг). О том, что у него есть такие доказательства, говорил и Генсек НАТО, но тоже их не привел .
Очень высокий уровень источника информации для многих как бы снимает вопрос о необходимости доказательств: мало у кого на Западе хватит мужества открыто сказать, что он не верит президенту США или Генсеку НАТО. У нас же им мало кто верит, но это ничего не меняет, т.к. наше мнение никого и нигде не интересует. На это все и рассчитано.
Деревенские бабушки на скамеечке перед домом, обсуждая какую-то новость в далеком 1967 году, абсолютно уверены, что обсуждаемое произошло действительно. Когда же у них спрашиваешь, откуда у них такая уверенность они показывают газету «Правда» и говорят: «Так об этом же в газете написано!».
Пример по 2-му пункту.
2008 год, грузинские установки залпового огня обстреливают жилые кварталы Цхинвала прямой наводкой, грузинские танки гоняются по улицам Цхинвала за бабушками с внуками, которые гибнут под их гусеницами, а по всему миру по всем каналам зарубежного телевидения идет эта картинка с комментарием: «Российские войска обстреливают Цхинвал». Если же кто-то пытается сказать, что это не так, то сначала ведущий грубо прерывая говорящих попросту пытается заткнуть им рот, а когда это не получается сделать, то передача внезапно прерывается якобы «по техническим причинам». Мы все это видим и для нас очевидна тотальная лживость западных СМИ в этих конкретных случаях. Но западная аудитория, находящаяся при всем обилии информации в информационном вакууме, принимает эту ложь за реальность.
Дело в том, что просто человек так устроен, что если он получает одну и ту же информацию в течение довольно продолжительного времени из самых разных источников, причем из очень большого количества источников, буквально отовсюду, то у него возникает полное впечатление, что эта информация адекватно отражает объективную реальность и что так все и есть на самом деле, как представлено в этой информации.
Следовательно, информацию получателю необходимо предоставить по заслуживающим у него доверие каналам и в форме, которую он считает достоверной, многократно дублируя ее по различным доступным для данного получателя информационным каналам. Для наиболее полного эффекта одновременно его необходимо оградить от критичной или противоречащей информации.
В физике в качестве критерия реальности (критерия объективного существования) общепринятым является принцип наблюдаемости. Этот принцип позволяет отделить наблюдения реально существующих объектов и явлений от систематических ошибок наблюдения. Согласно этому принципу реальное существование установлено только для тех объектов и явлений, которые наблюдаются двумя или более независимыми способами.
Иначе говоря, этот принцип утверждает, что для повышения достоверности информации об объектах и явлениях необходимо увеличивать количество различных способов получения информации о них и при этом очень важно, чтобы эти способы были независимыми друг от друга, а не дирижировались из одного центра, как это зачастую бывает в политике.
Но работает ли этот принцип в современном обществе? Подобный вопрос уже возникал у автора по поводу принципов относительности и законов сохранения [7].
Для ответа на этот вопрос на взгляд автора необходимо исходить из того, что современное общество периода глобализации не просто является информационным обществом и обществом, основанным на знаниях, но все более виртуализируется, причем виртуализация происходит как путем информационного отражения реальных информационных процессов в глобальных сетях, так и в появлении в обществе так называемой «дополненной реальности», т.е. путем перехода информационных объектов из информационного пространства в общественную реальность.
Еще И.П.Павлов – основоположник учения о 2-й сигнальной системе, отмечал, что условный стимул, на который развит условный рефлекс, может в определенных отношениях заменять сам объект, с которым он связан. Например, когда загорается лампочка, то у собаки начинает течь слюна, т.к. ранее всегда перед кормлением этой собаки зажигали лампочку. Конечно со времен И.П.Павлова наука и практика ушли далеко вперед, появилось нейролингвистическое программирование (НЛП), Ψ-технологии [1] и много другого, например учение о мемах [2], по сравнению с которым учение о 2-й сигнальной системе – просто детский лепет.
Так что в определенном смысле виртуализация общества началась одновременно с его возникновением, т.е. одновременно с возникновением человека, речи (вербализации), средств и продуктов труда и общественных отношений. По сути, общество – это виртуализированная окружающая среда, т.е. измененная человеком, антропоморфная окружающая среда, в которой очень много объектов и явлений, которых не было в природе, и которые имеют искусственное происхождение, т.е. созданы человеком. К этим объектам и явлениям относятся как различные материальные объекты и явления, например одежда, дома, машины, дороги, так и информационные объекты и явления, такие как произведения науки, культуры, идеологии и т.п. [3, 4]. Объекты, созданные человеком, являются объектами природы, в которые человеком записана информация об их макро- и микро- структуре. Труд это информационный процесс, а средства труда – это средства и каналы перезаписи информации из субъективного образа продукта труда в предмет труда, с многоэтапным преобразованием формы представления информации [3, 4]. Таким образом, все объекты человеческой реальности являются, по сути, информационными объектами [5], но некоторые имеют вещественную структуру, измененную записанной в них информацией таким образом, что они становятся полезными для человека теми или иными своими свойствами, а другие являются просто информацией, записанной на том или ином носителе (книги, музыка. Фильмы и т.п.).
Опираясь на понимание того, что общество – это виртуализированная окружающая среда, попробуем определить понятие: «Степень виртуализации общества» и построить соответствующую количественную шкалу для его измерения [6]. Понятно, что в городах степень виртуализации общества выше, чем в сельской местности. Ясно, что в степень виртуализации природной среды, в которой вообще нет объектов и явлений, созданных человеком, может быть принята за ноль. Степень виртуализации среды, полностью созданной человеком, можно принять за 100%. Примером такой среды является виртуальная реальность [3, 4]. Дополненная реальность, т.е. проектирование в обычную реальность объектов виртуальной реальности, также увеличивают степень виртуализации окружающей среды, причем даже больше, чем появление в ней аналогичных реальных объектов. Это связано с тем, что объекты дополненной реальности являются изображениями и не состоят из каких-либо природных материалов. На практике можно просто посчитать процент объектов, созданных человеком в нашем окружении, с которыми мы входим во взаимодействие с помощью наших органов восприятия и физического организма, и принять его за степень виртуализации окружающей среды.
Как изменялась степень виртуализации окружающей среды в истории человечества? Степень виртуализации общества возрастала скачкообразно после каждой информационной революции и качественного изменения технологического уклада, т.е. изменения функционального уровня технологической среды.
Информационные революции связывают с появлением речи, письменности, бумажных денег, книгопечатания, технических средств связи (телефона, радио, телевидения), компьютеров, проводных и особенно мобильных локальных и глобальных компьютерных сетей.
Технологические уклады связывают с повышением функционального уровня средств труда за счет перераспределения трудовых функций между человеком и средствами труда, и соответствующими форм изменениями сознания и самосознания («образа-Я») в обществе, где эти средства труда получают массовое распространение [8]. Изменение средств труда и людей обуславливает соответствующие изменения экономических отношений, а также политической структуры и господствующей (государственной) идеологии. Так формируются общественно-экономические формации и группы формаций [8].
В XX веке человечество стало единым целым финансово-экономическом смысле. Как показал Карибским кризис 1960-го года в этому времени человечество стало единым целом в том же смысле, в каком единым целым является команда подводной лодки. В современном информационном обществе и обществе, основанном на знаниях, наблюдается беспрецедентное повышение уровня системности общества в целом за счет усиления мощности, универсальности и доступности глобальных информационных коммуникаций. Под уровнем системности в данном случае мы понимаем степень отличия свойств системы от свойств ее элементов. В чем конкретно могут заключаться эти принципиально системные свойства человечества, как единого целого, пока не совсем ясно. И не ясно, даже бы в принципе, может ли человек надеяться когда-либо это понять. Согласно принципу Эшби при взаимодействии двух систем более сложная адекватно отражает более простую, а более простая отражает более сложную в упрощенном, редуцированном виде. Казалось бы, принцип Эшби накладывает ограничение на познаваемость общества человеком, который сам является одним из его элементов. Но если действительно сущность человека не просто совокупность всех общественных отношений в снятом виде (Маркс), то это в принципе возможно. Если же сущность человека тождественна сущности самой Вселенной, микрокосм равен макрокосму, как думали древние (в этом состоит принцип истинной бесконечности по Гегелю), то человек может познать не только общество, но и Вселенную.
Таким образом, общество, это природная среда, дополненная объектами и явлениями искусственного происхождения, так сказать «Дополненная природная реальность».
Современные молодые люди – все чаще являются виртуалами [3, 4], это своего рода «кликнутое поколение», все почти все интересы, цели, ценности и мотивации которых находятся в виртуальной реальности, большую часть жизни, проводящее перед мониторами или в системах виртуальной реальности, часто принимают за истинную реальность то, что они видят в искусственно созданной информационной реальности. А кому принадлежат СМИ, в т.ч. Internet СМИ? Ответ всем известен – олигархам. Они и бессовестно, исходя из своих личных корыстных целей и попирая все моральные принципы, манипулируют сознанием миллионов людей, по сути, превращая их в зомби с завышенной неадекватной самооценкой, презрительно относящихся к тем, кто не владеет пальчиковым интерфейсом (обычно это старшее поколение).
Всем понятно, что источником информационного сообщения должны быть реальные события, а выводы, сделанные на основе информационного сообщения, должны быть аргументированы и подтверждены фактами, т.е. не должны быть голословными. Но когда дело касается политики, то оказывается, что это не всегда так. Событие, если его нет, можно организовать самим (например, поджечь Рейхстаг или сбить Боинг), а потом можно сразу делать выгодные для себя выводы. Ничего, что это ложь. Нагромождаясь одна на другую горы лжи начинают жить собственной жизнью и как бы подтверждать сами себя, т.к. обычный человек, живущий в условиях искусственно-созданной информационной по сути виртуальной среды, уде не в состоянии понять, что речь уже идет не о реальности и фактах, а о манипулировании его сознанием. Человеку кажется, что это вполне достоверно, т.к. он слышит и видит об этом из всех средств массовой информации и Internet.
США являются самым мощным государством мира во многих отношениях, и в и в военном, финансово-экономическом, и в информационном и во многих других. И достойно большого сожаления, что эти самые мощные информационные ресурсы, которые по некоторым оценкам составляют более 80% мировых информационных ресурсов, задействуются для создания неадекватной глобальной виртуальной реальности, переполненной ложью ради обслуживания чьи-то корыстных интересов. И естественно возникает вопрос о том, где в этих условиях простой человек может услышать правду и приобрести иммунитет от этой всепроникающей и все развращающей лжи? В далекой древности среди основополагающих моральных законов, которым должна подчиняться жизнь людей, Моисеем была дана 9-я заповедь, которая предписывала людям отказаться от лжи при общении друг с другом. Но мы видим, что пока этого не произошло. Об этом же говорится и 11-м псалме Ветхого Завета. Может быть в систематическом масштабном нарушении этих основополагающих принципов и состоит одна из причин многочисленных проблем нашего современного глобального общества?
Что касается ответа на вопрос о том, работает ли принцип наблюдаемости в современном обществе, то из вышесказанного можно сделать вывод о том, что соблюдение этого принципа при передаче людям информации об объектах дополненной социальной реальности вполне успешно создает у людей иллюзию их объективного существования, что ни в коей мере не означает их действительного объективного существования. В этом смысле этот принцип работает, но не спасает людей от систематических ошибок (т.е. иллюзий) наблюдения, т.к. он работает внутри виртуализированной реальности.
По-видимому, это звучит несколько заумно, поэтому имеет смысл пояснить сказанное на простом наглядном примере. Представьте себе, что Вам снится сон, в котором Вы искренне думаете, что бодрствуете, и Вам снится, что Вы фотографируете прекрасные виды природы. Естественно, Вам снится, что Вы видите эти прекрасные виды природы. Потом Вам снится, что Вы приходите домой и скачиваете фотографии этих видов природы с фотоаппарата на компьютер, который, естественно, Вам тоже снится. А потом Вам снится, что Вы просматриваете эти фотографии на компьютере. Вроде бы принцип наблюдаемости внутри сна соблюдается, т.к. внутри сна Вы наблюдали виды природы двумя независимыми способами: собственными глазами и в виде фотографий на компьютере. И на этом основании Вы во сне можете сделать вывод об объективном существовании этих видов природы. Но на самом деле Вам просто приснилось, что он соблюдается, так же как и все эти виды природы, и фотоаппарат и компьютер Вам просто приснились, так же как и вроде бы обоснованный вывод об их объективном существовании, сделанный во сне на основе приснившегося опыта и приснившегося принципа наблюдаемости.
Но если проснуться, то становится очевидным, что все, что мы видели во сне, – это просто галлюцинации сновидений и всего, что мы видели во сне в объективной реальности, которую мы осознаем во время бодрствования, не существует.
Точно также, если изучать общество из вне, то принцип наблюдаемости выполняется не менее точно, чем в физике. Правда непонятно как это сделать человеку, который сам является частью человечества. Наверное, это возможно только для ученых, принадлежащих к другим космическим цивилизациям. Правда есть один способ сделать это и человеку: для этого надо изучать общество из вне, как объективно существующее явление – «ноосфера планеты Земля» в ее окружающей среде, которая естественно, является космической средой, и такая попытка была осуществлена при участии автора [13].
Но существуют и другие подходы. В работе [7] мы уже видели, что в обществе существуют относительно замкнутые области, в каждой из которых действует аналог принципа относительности и законы сохранения, но при переходе из одной такой области в другую они нарушается (удобно и естественно называть такие области общественными умвельтами). Так вот, если изучать общественные явления внутри такого общественного умвельта, находясь в нем самом и являясь его частью, то будет наблюдаться выполнение принципа наблюдаемости, но это не освободит нас от иллюзий данного умвельта, а лишь наоборот, будет способствовать их укреплению. Если же изучать один общественный умвельт из другого, беспристрастно, как объективное явление, в частности из 2-го общественного умвельта можно изучать объективные механизмы создания и возникновения массовых общественных иллюзий в 1-м общественном умвельте, то такое исследование вполне имеет все шансы на успех. По-видимому, данная статья может рассматриваться как один из возможных примеров подобного исследования. Беда лишь в том, что попытка донесения результатов такого исследования до ученых, общественно-политических деятелей и вообще просто людей, погруженных в 1-й общественный умвельт, будет осознаваться ими как атака чуждой враждебной идеологии, а принятие результатов такого исследования в качестве адекватно отражающих объективную реальность будет осознаваться просто как предательство. Поэтому трудно на это надеяться.
Литература
1. Ричард Броди. Психические Вирусы (как защититься от программирования психики). / Методическое пособие, НЛП. 2002. – Изд.-во: Современные психотехнологии, Серия: Библиотека НЛП, ISBN: 5-7856-0254-7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://e-libra.ru/read/236067-psixicheskie-virusy.html 2. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995, 416 с.
3. Луценко Е.В. Критерии реальности и принцип эквивалентности виртуальной и "истинной" реальности / Е.В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2004. – №06(008). С. 70 – 88. – IDA [article ID]: 0080406010. – Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2004/06/pdf/10.pdf, 1,188 у.п.л.
4. Луценко Е.В. Виртуализация общества как основной информационный аспект глобализации / Е.В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2005. – №01(009). С. 6 – 43. – IDA [article ID]: 0090501002. – Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2005/01/pdf/02.pdf, 2,375 у.п.л.
5. Луценко Е.В. Универсальный информационный вариационный принцип развития систем / Е.В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2008. – №07(041). С. 117 – 193. – Шифр Информрегистра: 0420800012\0091, IDA [article ID]: 0410807010. – Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2008/07/pdf/10.pdf, 4,812 у.п.л.
6. Луценко Е.В. Метризация измерительных шкал различных типов и совместная сопоставимая количественная обработка разнородных факторов в системно-когнитивном анализе и системе «Эйдос» / Е.В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №08(092). С. 859 – 883. – IDA [article ID]: 0921308058. – Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/58.pdf, 1,562 у.п.л.
7. Луценко Е.В. Подчиняются ли социально-экономические явления каким-то аналогам или обобщениям принципа относительности Галилея и Эйнштейна и выполняются ли для них теорема Нётер и законы сохранения? / Е.В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №07(091). С. 219 – 254. – IDA [article ID]: 0911307014. – Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/14.pdf, 2,25 у.п.л.
8. Луценко Е.В. О высших формах сознания, перспективах человека, технологии и общества (философско-психологическое эссе). [Электронный ресурс]. – Краснодар: НПП «Эйдос», 2008. – Режим доступа:
http://lc.kubagro.ru/aidos/LC_young-3/LC_young-3.htm 9. Луценко Е.В. Управление персоналом с применением функционально-стоимостного и системно-когнитивного анализа / Е.В. Луценко, В.Е. Коржаков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №04(098). С. 1009 – 1041. – IDA [article ID]: 0981404075. – Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2014/04/pdf/75.pdf, 2,062 у.п.л.
10. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. –М.: Наука, 1978. - 270 с.
11. Фейгенберг И.М. Видеть, предвидеть, действовать. – М.: Знание, 1986. – (С. 50 – 63).
12. Луценко Е.В. Прогнозирование качества специальной деятельности методом подсознательного (подпорогового) тестирования на основе семантического резонанса / Е.В. Луценко, В.Н. Лаптев, В.Г. Третьяк // В сб.: "Материалы II межвузовской научно-технической конференции". – Краснодар: КВИ, 2001. – С. 127–128. – Режим доступа:
http://lc.kubagro.ru/artickles/076/076.htm 13. Трунев А.П., Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ влияния факторов космической среды на ноосферу, магнитосферу и литосферу Земли: Под науч. ред. д.т.н., проф. В.И.Лойко. Монография (научное издание). – Краснодар, КубГАУ. 2012. – 480 с. ISBN 978-5-94672-519-4