Natalia писал(а):Ага, а дальше – совсем просто.
Таня, а на каком основании ты считаешь, что было именно солнечное затмение в момент распятия Иисуса? Ведь точно этого нигде нет, а Библейские тексты позволяют трактовать двояко. Кроме того, Солнечное затмение проходит по земле очень узкой полосой, а лунное захватывает большие пространства.
44. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45. и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
(Св. Евангелие от Луки 23:44,45)
То есть и здесь, у Луки, можно прочесть: не Солнечное затмение, а заход Солнца в 18:19 и лунное затмение.
У Марка: был час третий, когда распяли Его, и повторение, что настала тьма по всей земле в шестом часу и продолжалась до часа девятого.
У Иоанна:
13. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
(Св. Евангелие от Иоанна 19:13,14)
То есть в шестом часу вечера только судилище началось.
Если все собрать, получается, что Его переход совершился около 21 часа, я брала по ректификации 20:40 0033.
Про солнечное затмение отсюда:
Иоанн Малала. Хронография, X (с. 240)
Распятие Господа нашего Иисуса Христа произошло за семь дней до апрельских календ, то есть 24 марта, в 6-й день [недели], который есть пятница,
и немного перед ней. Померк солнечный свет, и наступила тьма во всем мире. Об этой тьме пишет сведущий Флегон Афинский, так говоря в своем сочинении: «В восемнадцатый год царствования Тиверия Кесаря
произошло великое затмение солнца, какого никогда не бывало прежде. В тот день стояла такая тьма, что были видны звезды на небе»
Кроме того известно:
"Древняя проблема датировки Тайной вечери заключается в следующем. С одной стороны, все четыре библейских евангелиста единогласно утверждают, что Иисус Христос был распят в пятницу (Матфей, гл.27:62; Марк, гл.15:42; Лука, гл.23:54; Иоанн, гл.19:14), а Тайная вечеря состоялась накануне — вечером с четверга на пятницу. С другой стороны, из слов первых трёх евангелистов следует, что Тайная вечеря была именно ветхозаветной пасхальной трапезой: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Матфей, гл.26:17; Марк, гл.14:12; Лука, гл.22:7–9), а четвёртый евангелист определённо утверждает, что в день распятия «была пятница перед Пасхою» (Иоанн, гл. 18:28, 19:14, 19:31), из чего следует, что Тайная вечеря ветхозаветной пасхальной трапезой не была.
В своих рассказах о Тайной вечери ни один из евангелистов не называет никаких календарных дат, но согласно Библии ветхозаветная пасха совершается «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером» (кн. Левит, гл.23:5). Поэтому из слов Матфея, Марка и Луки следует, что Тайная вечеря состоялась вечером с 14-го нисана на 15-е, а из слов Иоанна — с 13-го на 14-е. Существует несколько гипотез, объясняющих это как бы разногласие. Согласно одной из них (так называемой гипотезе о двух разных календарях) Иоанн пользовался религиозным календарём Иерусалимского храма, а Матфей, Марк и Лука — другим календарём местным гражданским лунно-солнечном календарем, в качестве которого использовался цезаревский календарь."
В 19–37 гг. н.э. цезаревский календарь действительно был оптимально привязан к фазам Луны и, следовательно, вполне мог использоваться для определения дат ветхозаветной пасхи. Но именно на это же 19-летие приходилось и правление римского наместника (прокуратора) Понтия Пилата. Как известно, он правил в Иудее с 26-го по 36-й гг. н.э. [3, с.285–286] и в его правление был распят Иисус Христос (Матфей, гл.27:2; Марк, гл.15:1; Лука, гл.23:1; Иоанн, гл.18:29).Ветхозаветная пасха по цезаревскому календарю только один раз за все годы правления Понтия Пилата, а именно в 33-м г. н.э., приходилась на четверг.
Датировка по Олимпиадам, приведённая Евсевием, появилась в первой половине II в. благодаря исторической хронике «Выдержки из Олимпиад» греческого языческого писателя Флегона, утверждавшего (в пересказе христианских писателей), что в 4-м году 202-й Олимпиады было сильное землетрясение в Вифинии, разрушевшее много зданий в Никее, и
необычайное«затмение солнца»,
начавшееся в полдень. Евсевий нашёл свидетельство Флегона согласующимся как с его собственной датировкой, так и с евангельскими рассказами, что во время распятия Христа «и померкло солнце» (Лука, гл.23:45), «и земля потряслась» (Матфей, гл.27:51).
Все-таки речь идет о солнечном затмении!
А поскольку дата 19 марта 33 года БЫЛО ПОЛНОЕ СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ!
Непонятно только КАК его могли наблюдать в Иерусалиме????
20 марта 33 года была пятница.
Поменять на лунное затмение-КАК быть с датами иудейской пасхи, которая праздновалась
в первое новолуние! а распятие было на следующий день...