В конце апреля 2003 года в городе Ватерлоо провинции Онтарио состоялась неофициальная встреча выпускников Новосибирского государственного университета. Поскольку встреча совпала с праздником православной Пасхи, то часть собравшихся верующих посетила Воскресную Пасхальную службу, организованную при Community Centre. После службы состоялся пасхальный обед, во время которого выяснилось, что один из участников встречи (это был я) является практикующим астрологом. После этого между Виктором Охониным – автором теории петель времени и отцом Михаилом, проводившим службу, разгорелся диспут об астрологии с точки зрения науки и религии. Такое столкновение точек зрения является знаменательным событием, поскольку связано с вхождением планеты Уран в знак Рыб.
Виктор Охонин
любезно прислал мне часть переписки с отцом Михаилом, которая касается отчасти
и меня. К сожалению, в ней выражена нелестная для меня точка зрения, что я
занимаюсь астрологией из нужды (?), между тем как я делаю это исключительно из
любви к искусству. Я начал практиковать астрологию в 1992 году, будучи еще
заведующим лабораторией экологических проблем РАН. В то время передо мной была не
простая задача - проверить астрологические принципы и формулы на практике. За
десять прошедших лет я убедился, что эти принципы в моих руках работают
неплохо, поэтому я продолжаю свою практику в Канаде и в США. Следует заметить,
что в нашей фирме A&E Trounev IT Consulting мы
предлагаем широкий спектр услуг и продуктов, включая астрологическое
консультирование и различные разработки в области прикладной математики. Когда
возникает спрос на любой из этих продуктов, мы продаем их, не делая
предпочтений. Предрассудки против астрологии, которые питают отцы церкви, а
также некоторые ученые, связаны с непониманием основного закона экономики,
гласящего: спрос рождает предложение. Пока есть люди, желающие получить астрологическую
консультацию, будут и астрологи, которые удовлетворяют этот спрос. В этой
ситуации критические замечания в адрес астрологов звучат нелепо, поскольку в
условиях либеральной демократии и рыночной экономики никто не навязывает своих
услуг насильно.
Отметим, что в высказываниях православного священника, приведенных ниже, сквозит крайняя нетерпимость к астрологам и их занятию, вплоть до сопоставления их с палачами в концлагерях (?). Даже удивительно, как столь мирное и не имеющее широкого размаха занятие может вызвать такую жгучую ненависть. Он говорит: «Почему астрология это плохо? Потому что она причиняет духовный вред людям. Прежде всего, тем, кто ей занимается, и тем, кто ей интересуется. Вред, т.к. отдаляет человека от Бога и открывает его душу для воздействия сил зла». Между тем зло одержало безусловную победу в 1917 году именно в православной России, причем большевики были отнюдь не астрологами, а экономистами и материалистами. Они, например, быстро подсчитали, что содержать такую огромную армию священников экономически не выгодно и уничтожили большую их часть. Ведь с экономической точки зрения зло – это просто недостаток материальных благ в мире. Поэтому решить проблему зла можно двумя путями: увеличить производство материальных благ или сократить число их потребителей. История показывает, что в разные периоды используются один или оба из этих путей. Весь вопрос в том кого коснется очередная вивисекция: астрологов, ученых, священников или интеллигенции вообще?
Наконец, к вопросу о первородной греховности
астрологии. Как известно,
некоторые библейские патриархи и пророки были астрологами. Искусство
астрологии сохранилось в веках, не смотря на многочисленные попытки запретить
его. Является ли занятие астрологией большим грехом, чем, например, занятие
прикладной математикой или психологией? Конечно, нет! Астрология – это
реализация общечеловеческой мечты о бессмертии. Ведь это единственная наука, в
которой человек сопоставляется с Космосом, конгруэнтен мирозданию, а потому
является бесконечным и бессмертным существом. Это положение каждый день находит свое подтверждение в реализации
многочисленных прогнозов, создавая уверенность в будущем, приближая человека к
Творцу.
Публикуя фрагменты дискуссии между ученым-биофизиком и православным священником, мы демонстрируем нашу толерантность, готовность выслушивать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими взглядами.
Alexander P. Trounev
Sent: Thursday, May 01, 2003 06:52
Subject: From Okhonin
Уважаемый отец Михаил,
Вам пишет однокурсник Михаила О-а - Виктор Охонин.
Надо сказать, что Миша вообще часто берет на себя функции центра
самоорганизации нашего курса, а в данном случае это еще и совпало с Пасхой.
Довольно интересно размышлять о судьбах старых знакомых. Когда-то мы все
были просто комсомольцы, а теперь среди нас и иудаисты, и православные, есть
астролог, ну и еретики видимо. Пожалуй, за эти годы единомыслия среди наших
сокурсников стало гораздо меньше, чем в молодости.
Вопрос в том, можно ли нас за это судить. Ведь обстоятельства жизни
каждого из нас различны. Если человек уезжает в Израиль, ему непросто там
стать православным, куда проще иудеем. Если у человека православная супруга,
ему легко быть православным самому и воспитать так же своих детей. Но у
другого жена может, по каким-то своим соображениям, отказываться креститься.
И в этом случае даже креститься самому - сомнительный шаг, поскольку это
внесет раскол в семью, создаст еще один повод для противопоставления детей
отцу. Человек может приехать в Канаду, не найти там работу по специальности,
но неожиданно найти возможность зарабатывать с помощью старого хобби-
астрологии. Так ли все это неправильно? Как, вообще, решать, что люди должны
делать. Хорошо бы, конечно, дать каждому лучшую альтернативу и жену
покладистую, и работу и полезную людям и такую что можно семью прокормить. И
ведь никто бы не отказался, но
приходится исходить из того, что доступно.
Можно ли людей за это судить?
С другой стороны, такое разнообразие, независимо от его причин, ведет к
трудностям коммуникации даже старых знакомых. Мы забываем, как сильно меняли
сами свои взгляды, как часто это было обусловлено внешними обстоятельствами, и
желаем, чтобы все соответствовали нам таким, каковы мы сегодня.
Извините за беспокойство, с наилучшими пожеланиями,
Охонин
From: Fr. Mikhail L-y
To: Okhonin
Date: 01.05.03 21:58
Subject: Re: From Okhonin
Христос Воскресе!
Дорогой о Господе Виктор!
Попытаюсь ответить на Ваши вопросы.
В "изменении взглядов" нет ничего плохого. Взгляды
ДОЛЖНЫ меняться, ведь
мы ДОЛЖНЫ продолжать расти. Физический рост прекращается после 20-ти летнего
возраста. Интеллектуальный рост не прекращается (не должен прекращаться!).
Плохо, если взгляды меняются, "растут" в неправильном направлении.
Примеров,
к сожалению, много: человек попадает в тяжёлую ситуацию и "пересмотрев"
свои
взгляды начинает грабить, воровать... Не обязательно только в буквальном
смысле. Финансовые махинации - ведь это тоже часто бывает грабежом и
разбоем! В общем, вести себя так, как многие сейчас в России. Это,
конечно,
экстремальный пример.
С астрологией сложнее. Это уже область духовная, а духовные
проблемы для
большинства людей, к сожалению, кажутся, в лучшем случае, надуманными, а в
худшем случае, просто обманом. Почему астрология это плохо?
Потому что
она причиняет духовный вред людям. Прежде всего, тем, кто ей занимается, и
тем, кто ей интересуется. Вред, т.к. отдаляет человека от Бога и открывает
его душу для воздействия сил зла.
Мы не отвечаем за ситуацию, в которой находимся. Отвечаем мы
за то, как
мы, в рамках этой ситуации, действуем. Если в концлагере человек, спасая
свою жизнь, менял свои взгляды, и становился палачом - он, безусловно,
понесёт тяжкое осуждение на грядущем Страшном Суде.
Эсли же он, в этой же ситуации не изменил своих взглядов, и предпочёл
умереть - конечно же, Господь вознаградит его!
Всё определяется, верим ли мы, что Бог есть, или не верим!
Фёдор Михайлович Достоевский очень хорошо сказал: если Бога
нет, то ВСЁ
МОЖНО!
Так что начать надо с того, что решить для себя: есть Бог,
или я
сомневаюсь.
Если Вы сомневаетесь, то напишите мне, и мы отдельно обсудим
этот
вопрос. Абстрактно, умозрительно доказать бытие Бога невозможно, но я берусь
доказать Вам, что отрицать реальность духовного мира - просто не научно!
"Как нам решать, что мы должны делать, как
поступать?"
Это самый важный вопрос!!! Как нам творить ВОЛЮ БОЖИЮ?
Начать надо с того, чтобы
1. захотеть научиться творить Божию волю.
2. начать молиться: "Господи, научи меня Твою волю
исполнять!"
3. начать исполнять то, что мы знаем, угодно Богу, т.е.
исполнять Его заповеди.
4. перестать противиться Божией воле.
"Желаем чтобы все соответствовали нам таким, каковы мы
сегодня." - Если
мы стремимся подчинить окружающих себе, навязать им свою точку зрения - это
очень наивный подход.
Я думаю, надо стремиться к ИСТИНЕ. Если мы стремимся к ИСТИНЕ, мы прийдём к
ней.
Пишите!
Да хранит Вас Господь!
iерей Михаил
From: Okhonin
Date: 02.05.03 02:22
Subject: From Okhonin
Уважаемый отец Михаил,
К числу активных сторонников идеи атеизма я бы себя не причислил. Однако, и в
рамках иного рода представлений разнообразие взглядов велико. Скажем, те же
астрологи себя неверующими не считают.
Сам я не астролог, однако, отношусь к астрологии иначе, чем православная
церковь. Да, и астрология способна отвлекать человека от Бога. Ну и что? А что
не способно? Например, мне приходится заниматься оптимизацией рекламных
кампаний, компьютерным прогнозом их эффективности. И конечно, все эти рекламы
весьма сильно отвлекают людей от Бога. Найти бы другую работу, пополезнее
людям. Возьмем моего младшего брата, ныне гражданина Швейцарии, и Мишу О-а (они
исходно из одного института). Они занимаются полупроводниками, потом на этих
полупроводниках делают, например, телевизоры - и разве телевидение не сильнее
отвлекает людей от Бога, чем астрология? Даже меня, не священника, порой
оторопь берет от столь красочной подачи сатаноидных образов. Мне даже кажется
что Церковь, будь ее воля, многое из этого отменила бы. И возможно правильно бы
сделала.
Что касается научной стороны вопроса - непонятно почему астрология чем-то
выделена. Допустим, один ребенок родился зимой, другой летом. У них разные
первые впечатления о мире. Допустим, это влияет на характер. Любые исследования
этого влияния - астрология, поскольку если эффект есть то и люди с разными
знаками зодиака будут различаться. Безусловно, настоящая астрология к этому не
сводится, поскольку предполагает более сложные зависимости. Однако, судя по
популярной статье в «Химии и Жизни», астрологи тоже не думают, что звезды
действуют на судьбу - это не более чем традиционный лирический образ. Они
просто ищут ритмические закономерности, привязываясь к звездному небу. Сейчас
официальная наука такие ритмы не объясняет. Но не может же верующий считать
научную картину мира законченной. Для верующего вся эта наука - что-то очень
ограниченное. Достаточно Благодатный Огонь вспомнить. Отношение Церкви к
астрологии - это как раз характерный пример того, что мне непонятно. Причем
если бы астрология была заведомо неверна, я бы все равно этого отношения не
понимал. Церковь же не критикует официально тех, кто занимается ядерной
физикой, несмотря на то что они изготовляют оружие способное уничтожить
планету, и даже с названиями характерными, например, российская крупнейшая, боевая ракета SS... а
дальше номер не помню какой (SS20 прим. ред), имеет полуофициальное название «Сатана».
Причем в прошлом взгляды Церкви на разные науки не раз менялись. Например, при
первых христианских императорах в Византии запрещали математику как колдовское
искусство. И, между прочим, не думаю, что вовсе не было к тому оснований -
занятие математикой меняет сознание человека, и надо еще разобраться, только ли
в хорошую сторону. Во всяком случае, как критиковать математику мне более
понятно, чем как критиковать астрологию.
Впрочем, данный частный повод для дискуссии не кажется, мне особенно острым, и
надеюсь, что Вы к этому вопросу относитесь снисходительно.
Спасибо за письмо, с наилучшими пожеланиями,
Виктор