Мы вплотную подошли к основам астрологии, можно сказать, вывели их из самых элементарных представлений о мире. Судите сами, что во внешнем мире обладает заметной регулярностью в течение времени, соизмеримого с продолжительностью истории человечества? Только движение тел Солнечной системы. Сразу оговорим, что движение планет не приводит к подобным движениям внутри самого наблюдателя – это подобие подавлено движением Солнца в противоположном направлении. Но регулярное изменение видимой конфигурации Солнечной системы имеется, и мы вправе ожидать его проявления в неких регулярных изменениях ее отдельных частей. То есть вправе ожидать, что у астрологии есть основания для появления, даже если бы она до настоящего времени и не возникла.
Рассмотрим
произвольное циклическое изменение – что это вообще такое? Это такое изменение,
которое каждый раз исчезает, когда заканчивается очередной цикл. То есть
суммарное изменение за цикл равно нулю. Производить операции с
"ничто" мы уже умеем, и для нас не будет неожиданности в том, что
изменение за любую половину цикла будет противоположным изменению за вторую
половину цикла. Поскольку Солнце выполняет почти круговое и почти равномерное
движение относительно Земли на фоне неподвижных удаленных звезд, то циклические
изменения на Земле, связанные с видимым движением Солнца должны быть также
почти равномерными. Древние астрологи разбили видимый путь Солнца – эклиптику –
на двенадцать равных частей и назвали их знаками Зодиака. Деление на 12 очень
удобно: можно рассматривать 1/2, 1/3, 1/4, 1/6 и 1/12 части круга, каждая из
которых содержит целое число делений - знаков Зодиака.
В
силу равномерности накопления изменений мы можем сказать, что при прохождении
Солнца по противоположным знакам Зодиака на Земле происходят противоположные
изменения. То же мы можем сказать и о прохождении других тел Солнечной системы
по знакам Зодиака, поскольку их движения тоже цикличны. Движения некоторых
планет весьма неравномерны, но периоды обращения – постоянны. Как проявляется
неравномерность орбитального движения планет? – мы фантазировать на эту тему не
будем. Но противоположные изменения, сопровождающие попадания планет в
противоположные знаки, остаются в силе.
За
какие же изменения отвечают знаки Зодиака?
В
более ранних статьях мы для ответа на этот вопрос пользовались символическим
подобием свойств знаков Зодиака и отношений между отдельными молекулами и их
множеством в разных фазовых состояниях воды, циклически нагреваемой до
испарения и охлаждаемой до замерзания. Были описаны повторяемые шаблоны
взаимодействия и организации внутреннего состояния индивидов, соответствующие
каждому из знаков Зодиака. Эти шаблоны были названы зодиакальными архетипами.
Статьи о них опубликованы на www.diada.ru и www.zvezdi-oriona.ru.
Эта
часть астрологии не связана с явлениями относительного мира, которые рождаются,
развиваются и погибают и для которых надо знать расположение планет (гороскопы
конкретных людей и т.п.). Эта часть астрологии имеет отношение к абсолютным
принципам и абсолютным противоположностям пар принципов, соответствующих
противоположным знакам Зодиака. Помимо того, что архетипы противоположных
знаков обладают зеркальными свойствами (центральная симметрия), в круге можно
выделить две оси: "0о Водолея – 0о Льва" и
"0о Тельца – 0о Скорпиона", - относительно
которых зодиакальные архетипы тоже симметричны (осевая симметрия). В тех же
статьях проводится мысль о том, что знаки Зодиака не расчленяют мир на пары
антагонистических противоположностей.
Итак,
мы можем сказать, что знакам Зодиака можно сопоставить такие же отношения между
индивидуальным и коллективным, какие мы наблюдаем в отношениях между отдельной
молекулой и всей их массой в воде – в соответствующей знаку фазе воды. Мы можем
также расширить список ключевых слов для "воды каждого знака",
обращая внимание на дополнительность противоположных смыслов ключевых слов,
характеризующих противоположные знаки.
Рассмотрим
некоторые дуальные характеристики для пар противоположных знаков.
1. Овен – Весы.
Овен:
движение направлено от средств к цели. Источник движения – цель.
(По
спонтанному поведению человека трудно судить о его способности к принятию,
возможны варианты.)
Весы:
движение направлено от причины к следствию. Источник движения – причина.
(По
поведению человека в партнерстве трудно судить о том, как бы он вел себя сам по
себе, возможны варианты.)
2. Телец – Скорпион.
Телец:
движущая сила – притяжение желаемого. Критерий выбора – достаточность (не дай
Бог, чего не хватит).
(По
тому, что потребляет семья человека, не скажешь, что производит предприятие, на
котором он работает – за что он получает деньги, возможны варианты.)
Скорпион:
движущая сила – отторжение ненужного. Критерий выбора – необходимость (ничего
лишнего).
(По
тому, что производит предприятие, на котором работает человек, не скажешь, что
потребляет его семья – на что он тратит деньги, возможны варианты).
3. Близнецы – Стрелец.
Близнецы:
познание – выявление различий. Источник познания – интерес к разнообразному.
Явления.
(По
хобби человека не скажешь о его профессии, возможны варианты).
Стрелец:
познание – выявление общности. Источник познания – скука однообразия. Классы
явлений.
(По
профессии человека не скажешь о его хобби, возможны варианты).
4. Рак – Козерог.
Рак
– порядок антропоцентричен. Мир – это произвол, непредсказуемость.
Конкретность.
(По
тому, каков человек сам по себе, не скажешь о его месте в системе, возможны
варианты).
Козерог
– порядок универсален. Мир – это предопределенность, закономерность.
Абстрактность.
(По
тому, каков человек в системе, не скажешь, каков он сам по себе, возможны
варианты).
5. Лев – Водолей.
Лев:
управление – это существование по индивидуальным критериям. Волюнтаризм, борьба
с противником.
(По
тому, из-за чего человек конфликтует, не скажешь, что он пропагандирует,
возможны варианты).
Водолей:
управление – это формирование идеи существования по коллективным критериям.
Идеализм, борьба с инакомыслием.
(По
тому, что человек пропагандирует, не скажешь, из-за чего он конфликтует,
возможны варианты).
6. Дева – Рыбы.
Дева:
практика – это индивидуальный учет обратных связей. Тактика, логика.
(По
сиюминутным делам человека трудно судить о том, как сложится его судьба,
возможны варианты).
Рыбы:
практика – это статистический учет обратных связей. Стратегия, интуиция.
(По
жизненному пути человека трудно судить о его сиюминутных делах, возможны
варианты).
Это
только примеры противоположностей выражения дуальности принципов, а не
исчерпывающее описание всего того, что выражают знаки. Например, Овен выражает
еще и распад, а Весы – объединение, Близнецы – частное, анализ, Стрелец –
общее, синтез. И так далее, и тому подобное. Мы сделали акцент на принципах
соотношения индивида и множества, которые воспроизводятся каждый раз, когда
акцентируется соответствующий принципу знак. Воспроизводимые природой шаблоны
взаимодействия, как мы помним, составляют основу существования эгрегоров. (В
этом смысле тип кристаллов поваренной соли, к примеру, мы могли бы назвать
"эгрегором кубической решетки".) Поэтому эту главу мы и назвали
"Метафизический план эгрегориальной астрологии", а не
астрологии вообще, план метафизики которой, конечно, много шире. Повторю, что
пока мы говорим о связи эгрегориальной астрологии и абсолютных принципов.
Обратим
внимание на один интересный контекст дуальных пар принципов. Представляя мир,
как дуальность идеального и материального, мы можем заметить, что архетип
любого знака имеет такое же отношение к идеальному, как архетип
противоположного знака – к материальному. Можно сказать, что мир – это, с одной
стороны, множество вещей, с другой - множество идей (по Платону), и все это
образует одно целое, которое можно рассмотреть такими противоположными
способами.
Каждая
конкретная вещь имеет пространственно разнесенные части; с другой стороны,
абстрактная идея этой вещи имеет части в виде разных признаков, определяющих
принадлежность вещи каким-то классам. Нащупывается некоторая симметрия
идеального и материального. Любой признак – это абстракция, которой мы
пользуемся для описания законов, которым подчинена вещь – носитель признака.
Например, вещь обладает массой, и это обстоятельство мы используем для описания
поведения этой вещи и всех других вещей, обладающих массой, под влиянием
ускоряющих ее сил.
Признак
объединяет множество идей вещей, обладающих этим признаком, создает класс.
Является основанием классификации, как говорят. Вещи, через свою общность друг
с другом, подчиняются законам, соответствующим этой общности. Этот статус вещи
соответствует архетипу Козерога, знака, управляемого Сатурном. Здесь нет
выбора, только единообразие поведения.
Идея
(комплект признаков) – такой же объект идеальной ипостаси мира, как вещь
(комплект составных частей) – объект материального мира. Через свою
уникальность конкретная вещь автономна, ибо если миру что-то в вещи неведомо,
то в нем не найдется и закона, которому бы это подчинялось. Этот статус, статус
"вещи в себе", соответствует архетипу Рака, знака, управляемого
Луной. Здесь нет единообразия поведения, даже неодушевленный предмет может
выбрать, в какой момент и по какой ломаной линии ему сломаться под критической
нагрузкой.
Сопоставляя
написанное в двух предыдущих абзацах, мы приходим к предположению, что Сатурн
по отношению к абстрактной, идеальной стороне мира играет ту же роль, что Луна
– к конкретной, материальной стороне мира.
Сатурн,
ограничивающий экспансию материального законами: автономией идей, комбинаций
абстрактных принципов, – это "эгрегориальная Луна", защищающая
абстрактные идеи вещей от самих вещей.
Луна,
защищающая конкретную вещь от каких-то там идей, – это "эгрегориальный
Сатурн", ограничивающий экспансию идеального спонтанностью: автономией
конкретных воплощений вещей, комбинаций составных частей.
Это
сопоставление можно распространить и на другие пары знаков и их управителей. Мы
получим, что Плутон – это эгрегориальная Венера, а Венера – эгрегориальный
Плутон, и т.д. Предприятие "выделяет" продукцию, которую само не
потребляет (аналог дефекации в организме, пардон, дамы) – архетип Скорпиона,
знака, управляемого Плутоном. А внешний мир, точнее, рынок потребителей
потребляет все произведенное. Произведенное индивидуально востребовано
коллективно: это и есть равенство принципа Плутона для индивида принципу Венеры
для эгрегора. А индивид потребляет индивидуально произведенное внешним миром
коллективно. Венера для индивида равна Плутону для эгрегора.
Анализируя
деятельность предприятия, мы можем говорить, что оно расположено по такому-то
адресу, в таких-то зданиях, имеет такие-то средства производства и кадровый состав
и производит такую-то номенклатуру товаров и услуг – описать его конкретное
воплощение. Но мы также можем говорить, что в обществе существует представление
о потребности в товарах и услугах и о возможности их производства. Эти
представления порождают подобного рода предприятия, поддерживают их
тождественность себе при замене оборудования, текучести кадров и возрождают их
при исчезновении существующих. Такого рода описание - есть описание абстрактной
идеи предприятия.
Теперь нам легко увидеть, что противоположные принципы, выражаемые противоположными знаками, не разрывают человека на несовместимые друг с другом части. В человеке могут сосуществовать и тактик, и стратег; сильная личность, и агитатор за идею своей общности. Человек и потребляет, и производит; устанавливает свои порядки дома и подчиняется законам общества за его пределами и т.д.
Мы
также видим, что дуальность предмета астрологии, о которой мы говорили в главе
3, отражает дуальность метафизических принципов вообще. Каждый такой принцип
есть результат абстрагирования реальности от всего, кроме того, что
соответствует принципу. Мы уже понимаем, что реальность можно абстрагировать
также и от всего, кроме того, что соответствует противоположному принципу.
Реальности от наших усилий по ее экономному постижению ни холодно, ни жарко.
Мы
можем рассматривать ее объективный аспект, находить объективные законы
реальности. Но при этом нам придется следить, чтобы какой-нибудь растяпа не
испортил результата очередного эксперимента, чтобы не вкрались ошибки,
вызываемые чем-то другим, не соответствующим проверяемому закону.
Мы
можем также верить в субъективный аспект реальности, общаться с душой мира –
Богом, видя чудеса свободной воли в происходящем, очищенном от действия
объективных законов…
Метафизически
грамотный астролог просто не может быть членом одной партии!