МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОГНОЗОВ ПОГОДЫ

А. Бударовский

Крымский филиал СпбАА

krcz@cimeainfo.com

grian59@mail.ru

 

         Изучая взаимосвязь астрологических агентов и погодных процессов, мы сталкиваемся с рядом методологических проблем. Астрология сейчас все более разделяется на отдельные ветви и, по мнению автора,  есть  два  пути  формирования любых  исследований и как конечной цели - прогнозов.   Первый базируется на представлении «Астрология все может», второй – на изучении всех связей, существующих в отдельной отрасли.  Так,  историческими  или мунданными исследованиями легче заниматься историку, связью астрологии и растениеводством - агроному и т.д. По крайней мере, нужно хорошо изучить все вопросы, касающиеся исследуемого вопроса. Хорошим примером может служить статья «Астрология бизнеса» К. Боезен (см.  www. astrolog. ru).

           В настоящей работе хотелось бы попытаться обобщить проблемы, которые обязательно встретит любой исследователь, занимающийся погодой. Первая и самая главная – субъективность. Любое изменение атмосферного агента необходимо отслеживать с помощью объективных методик: температура измеряться с помощью термометра, осадки – осадкомера и т.д. Опасность впасть в субъективную оценку с помощью ощущений – сегодня холодно, завтра тепло, игнорируя все, что не подходит, очень вероятна.  Вторая проблема – слабая оправдываемость долгосрочных прогнозов. До сих пор не разработана методика таких прогнозов,  а  именно  они  существенны  для  нужд  сельского  хозяйства, планирования  сроков  посевов  и  сортов. Например, аргентинские и чилийские фермеры,  предупрежденные  о  появлении  Эль - Ниньо,  начинают применять влаголюбивые  сорта и т.д.  На данный момент больше  опыта  накоплено  в  краткосрочных прогнозах.

        Итак, попытаемся обобщить те факторы, которые осложняют астрологическое прогнозирование.
       Самым мощным фактором является отсутствие статистически обоснованного  понимания того, какие именно агенты имеют преимущественное влияние на погоду: знаки, в которые попадают кардинальные дома или планеты в этих же домах, а может быть и взаимное расположение (аспектация) планет. Представление о влиянии знаков и планет, основанное только на  понятии о  эссенциальной природе (Козерог и Сатурн – холодные, Овен и Марс – теплые), основанное в основном на работах Птолемея никогда и никем не изучалось и принимается как должное, что совершенно неверно. С другой стороны, работа А.Лявуа и С.Тарасова [3], показывает путь к решению таких вопросов.

      
Проблемы долгосрочных прогнозов

1.      Несовпадение ритмов погоды в местах, достаточно близких друг к другу, особенно со сложным рельефом местности. В качестве примера приведем связь среднеквартальных температур в парах Симферополь – Джанкой – Ялта (табл.1). Данные обработаны за 95 лет (1903-1998) 

       Период

Симф. – Ялта

  Ялта – Джанкой

  Симф. - Джанкой

         Год

            0,83

           0,83

             0,78

      1-й квартал

            0,76

           0,87

             0,75

      2-й квартал

            0,82    

           0,46

             0,50

      3-й квартал

            0,57

           0,74

             0,32

      4-й квартал

            0,69

           0,92

             0,65

  Если для среднегодовых температур процессы хорошо согласуются, то по кварталам разница очень высока. Причем, иногда (в зимние сезоны) корреляция между двумя крайними пунктами (Ялта и Джанкой) выше, чем с Симферополем, лежащим между ними. Такая малая связь процессов показывает, что при одинаковых астрологических картах (разница между Симферополем и Ялтой всего 50 км.) мы встретимся с совершенно разными погодными процессами. Таким образом, карты, построенные исходя из геодетики, не решают проблему.

2. Температура и осадки, которые являются целью прогнозов, есть самые опосредованные характеристики атмосферных процессов, которые испытывают на себе влияние других многочисленных (и иногда, более сильных), например, солнечной активности. Более реагентным и астрологически зависимыми могут быть глобальный характеристики атмосферы: барическое поле, степень завихренности атмосферы, появление и разрушение крупных барических образований, таких как глубокие циклоны или блокирующие антициклоны. Задача долгосрочных прогнозов может быть сформулирована следующим образом: необходимо найти астрологические показатели глобальных отклонений атмосферы от нормального состояния. Например, установление блокирующего антициклона на широтах 50-60 град. может оказать существенное влияние на южную часть Россию, Украину и Белоруссию. Для этого нужно уйти от наземных характеристик погоды и перейти к глобальным показателям. Пока мы будем заниматься следствием, а не причиной, успехов мы не добьемся.

3.  Территория бывшего СССР разбивается на так называемые, «естественные синоптические районы» (ЕСР). К 6-му району относится вся Европа, Белоруссия и Украина к западу от Днепра. К 7-му – Украина,  Россия от Днепра на западе до Аральского моря на востоке. От Кавказа на юге до Горького и Москвы на севере. Районирование основано на том, что в одном районе идут похожие процессы, но  отличные от процессов в других ЕСР. Речь идет не о ежеминутной ситуации, а о глобальных процессах. Тем более нельзя, изучив погоду в одной части страны автоматически переносить признаки в картах на другие.

4. Существует явная привязка волн тепла и холода к календарным датам. Так, всем известны «крещенские морозы», холода перед пасхой и т.д. В работах Л.А. Вительса [1] показано, что существует привязка минимумов и максимумов интенсивности циклонов к определенным датам в месяце. Существенно то, что циклы обнаруживаются на кривой, объединяющие данные за 40 февралей или 40 июней. Если бы такой привязки к датам не было, мы при наложении температурных рядов получили бы ровную линию, даже имея хорошо выраженные циклы для каждого года. Причем, сравнение для двух районов: Гренландия – Норвежское море и север Европы показывает зеркальное отображение. С точки зрения астрологии это явление привязки к определенным датам совершенно непонятно.


Среднесрочные и краткосрочные прогнозы

1.  В  этой  же  работе Л. А. Вительса ,  как  и  многих  других, подтверждается существование циклов, называемых «естественные синоптические периоды» (ЕСП). Они тоже представляют проблему с точки зрения астрологии.  Длительность  ЕСП 4.5 - 5.5 суток.  Иначе говоря,  некоторая  барическая  система (циклон или антициклон) существует в  среднем 5 суток. Она может существовать от 9 до 11 суток. Тогда длительность ее жизни равна 2 ЕСП.  Очень  трудно  подобрать  соответствующий  астрологический фактор.  Связь с циклами Луны, которые вроде бы можно приспособить к оправданию ЕСП, сомнительна, т.к. лунная фаза занимает 7 суток. В то же время, существование и длительность ЕСП не подвергается сомнению и установлена многими исследованиями. С течением времени ЕСП все более уходит от моментов лунных фаз, но совпадает с лунным циклом в периодах, близких к 15 и 30 дням, создавая иллюзию влияния Луны на погоду. (!)

2.  В исследованиях процессов, привязанных к каким-то реперным датам, сейчас успешно применяется метод наложенных эпох. (Тест-эффект в работе [3])/ В этом методе реперная дата принимается за ноль, дни до и после даты нумеруются как +-1, +-2 и т.д. Затем происходит наложение значений за соответствующие дни. Таким образом, можно определить циклы, «спрятанные» в  ряде данных. Автор провел  анализ рядов температуры за каждый день для Москвы в 1998 г. методом наложенных эпох, в котором за день 0 принимался день очередной лунной фазы. Хотя результаты положительны – найден несомненный тренд повышения температуры через день после фазы, автоматически применять этот механизм для предсказаний невозможно, т.к. отдельные графики весьма отличны от общего, т.е. ошибки почти сравнимы с полученным эффектом.

3. Существует статистически доказанная связь повторяемости изменений температуры внутри 27-дневного цикла оборота Солнца. Так, в дни 6-10 цикла повторяемость положительных аномалий температуры для 15 оборотов Солнца в 1951 году  достигает 70 % (!), а для иных дней – до 80. Волны тепла и холода четко отслеживаются в начале и в конце оборота Солнца. В середине – волна холода. Усиление зональной циркуляции в американо-атлантическом секторе, что приводит к похолоданиям в Европейской части СССР, происходит именно с 27 дневной периодичностью. В картах это можно связать с периодом Луны, но только по отношению к положению Луны  (то, что в астрологии называется Лунар, или сидерическая карта, однако неизвестна исходная карта). Между фазами Луны (синодическая карта), периодичность больше.

4. Применяемая при прогнозе погодных ситуаций методика лунных фаз является дискретной. Из лекций американского астролога Лявуа следует важный вывод: анализ любой лунной фазы дает представление о поведении исследуемого параметра только в такой же фазе. Внутри этого временного промежутка параметр может вести себя совершенно произвольно. Таким образом, интерпретируя карту полнолуния, можно уверенно говорить о погоде только в день следующего полнолуния (только в день, отстоящий от исследуемого на период полного обращения Луны!). Именно поэтому возникает иерархия рассматриваемых циклов: ингрессия – сезон, новолуние – месяц, другие фазы – неделя. Такое количество было бы не нужно при наличии четких ключей для прогнозов по картам ингрессии или новолуния. И следует парадоксальный вывод:  для точного предсказания погоды на следующий год нужно построить ежедневные карты этого года. Иначе говоря, карта этого дня, построенная, например, для восхода Луны или на истинный полдень даст информацию о погоде:

Ø      На такую же лунную фазу   

Ø      На такой же день следующего календарного года.

          С другой стороны есть несколько интересных особенностей, говорящих о наличии влияния планет на процессы в атмосфере. Например, двухлетняя периодичность, обнаруженная не только в локальных явлениях, но и в макропроцессах в обоих полушариях  Земли, присущая не только нашему времени, но и подтвержденная палеографическими и палеоботаническими исследованиями. По Л. А. Вительсу средняя продолжительность цикла около 26.5 месяцев. Именно 26 месяцев проходит между двумя возвращениями Марса в тоже зодиакальное положение. Известны и другие примеры. Оказалось, что  существуют серии холодных зим для Москвы.  Это 1281-1284, 1442-1446, 1738-1740, 1834-1839, 1847-1849, 1870-1872, 1891-1893.  Такую длительность серий может давать только Сатурн, который находиться в знаке  3 - 4 года. Действительно, Сатурн в знаках Близнецов - Рака дал две серии 1442-1446 и 1738-1740 гг.; в знаках Стрельца - Козерога были еще две серии 1281-1284 и 1870-1872 гг. Остальные пришлись на пребывание Сатурна в знаках Весов, Скорпиона (1834-1839), Рыб (1847-1849) и Весов (1891-1893). Как видим, на протяжении почти 10 веков явно выражено влияние Сатурна по осям Близнецы-Рак и Стрелец – Козерог (заметьте, они противолежат) и знак Весов.  Подробно этот вопрос рассмотрен в работе П. Максимова. [2].

            Известны и успешные астрологические работы в этом направлении. Например, несколько совхозов Днепропетровской области Украины работают по астрологически разработанным прогнозам урожайности (срок сева, культура и т.д.), основанным на картах весеннего равноденствия.

            Какой из всего этого можно сделать вывод? Во – первых, нужно четко осознавать, с какими факторами мы имеем дело. Для этого нужно иметь соответствующее образование, нужно ознакомиться с трудами ведущих ученых по гелиосиноптике, солнечно – атмосферным связям. Колебания атмосферных характеристик имеют периоды отличные от астрологических агентов. Во – вторых: переход от наземных характеристик атмосферы к глобальным может дать быстрые результаты. В третьих – нужны исследования на массивах не менее 100 случаев для среднеквартальных значений и не менее 360 для ежедневных. Нужно четкое осознание статистических законов и грамотное описание результатов.

  Литература

1. Л.А. Вительс Синоптическая метеорология и гелиогеофизика. Избранные труды.

  1. П. Максимов, В. Стальнов. Астрология и погода. Альманах НАА №1
  2. Sergey Tarassov Alphee Lavoie. Correlation between extraterrestrial factors and some terrestrial processes: Case Study/ The World Astrology Review, Vol 6, 2002.