International Journal Chaos and Correlation, No 1, November 30, 2006

Легко ли менять парадигму?

© Белла Розенблат (Ben-Gurion University of the Negev, Beer-Sheva, Israel)

bella@cs.bgu.ac.il

Художник Elena Sappa, E-mail: info@aravela.com

В конце концов, окажется, что организм человека – это голограмма, и в каждой части отражается целое.

Доктор медицинских наук, академик Академии медико-технических наук РФ Владимир Викторович Розенблат,

Из беседы с дочерью об иридодиагностике, диагностике по ладони, ступне, мочке уха

Рис. 1 - Мироздание

Введение

В статье рассматривается виртуальная модель Мироздания. Модель включает основные черты парадигмы, нарождающейся ныне на стыке современной науки и эзотерического знания. Вот эти черты:

  1. Вселенная – это Сверхразумный Организм, люди и все остальные объекты и субъекты реальности – его части.
  2. Все религии были призваны учить человека альтруизму и безусловной любви, что по существу означает для человека быть здоровой разумной частью здорового Сверхразумного Целого.
  3. Гении человечества, великие пророки и экстрасенсы рассматриваются в настоящей модели как играющие роль "нервов" или даже роль "участков мозга" этого Целого.
  4. Есть несколько уровней Мироздания. То, что мы наблюдаем в каждый момент времени – это "проявленный" в данный момент "временной срез" внешних, "осязаемых" уровней Вселенной, представляющих собою многомерную голограмму.
  5. Различные части многомерной Вселенной, кажущиеся удаленными друг от друга в пространстве и во времени, - на самом деле взаимодействуют между собою, взаимопроникают друг в друга, как голограммы: ведь у голографического образа нет четких границ, он образован интерференцией волн, могущих, в принципе, неограниченно распространяться внутри Вселенной.
  6. Хотя в каждый момент "проявляется" определенный "временной срез" Вселенной, однако и прошлое, и будущее этого Сверхразумного Организма существуют и в этот момент, но не проявлены для пяти органов чувств человека. Проявляющиеся последовательно "временные срезы" Вселенной можно сравнить с компьютерной томографией какого-нибудь органа: томограф движется вдоль этого органа, объективно существующего во всей целостности, и в каждый момент "фотографирует" плоский срез.
  7. Сознательные усилия людей могут способствовать тому, чтобы Сверхразумный Организм изменил в определенных пределах свою существующую структуру. Это может касаться как временного среза, проявленного в данный момент, так и "будущих" или даже "прошлых" ( с точки зрения людей) временных срезов… Именно для того, чтобы стимулировать людей на такие сознательные усилия, в Священных книгах даются "плохие" пророчества. Они описывают ту картину будущего ( пока не проявленную), которая ожидает людей при существующей структуре Сверхразумного Организма.

Структура статьи

В основном разделе статьи, "Виртуальная модель Мироздания", изложена суть предлагаемой модели и даны два поясняющих примера, где вместо трехмерного пространства для удобства рассматривается плоскость. Первый пример, с условным изображением голограмм, дан на иллюстрациях 1- 4б. Второй пример – описание трёхмерной "оптико-механической" модели - приведен в конце раздела.

В разделе "Источники" приводятся и обсуждаются те явления культуры, статьи, книги и картины, которые помогли мне сформировать очерченный в статье образ Мироздания.

Чтение главы "Дополнительные материалы" не обязательно для понимания статьи. Надеюсь, однако, что первый раздел этой главы порадует тех, кто любит книги моих любимых писателей – Стругацких. Второй раздел "Дополнительных материалов" содержит описание трёх мысленных экспериментов с киноплёнкой, дающих "осязаемое", "инженерное" представление о некоторых особенностях предлагаемой виртуальной модели.

В трёх приложениях приводится очень полезная (по мнению автора статьи) информация, связанная с некоторыми произведениями из "Источников".

Виртуальная модель Мироздания

Будем рассматривать всю реальность ( видимую и невидимую человеком, существовавшую в прошлом, существующую в настоящем и грядущую, включающую как составную часть и каждого человека) как единый сложнейший Сверхразумный Организм О, являющий собою переплетение, интерференцию многомерных голограмм ( Рис. 1-2 ). Одно из измерений - это ось времени В, и для каждого объекта обычного трёхмерного физического пространства мы рассматриваем совокупность всех его состояний за все время его существования. Точнее, в нашей виртуальной модели для каждого объекта реальности мы рассматриваем соответствующую ему многомерную голограмму, имеющую не менее четырех измерений: из них три - пространственных и ещё одно – временное ( для обоснования такой точки зрения см. Приложения 1-3 ).

В нашей виртуальной модели можно представить течение времени как скольжение вдоль оси времени перпендикулярной ей гиперплоскости “материализации, или визуализации” М, “проявляющей” всю реальность, попавшую в эту гиперплоскость. Гиперплоскость в многомерном мире – это подпространство, размерность которого на единицу меньше размерности этого мира. В четырёхмерной виртуальной модели гиперплоскость М трёхмерна, и в каждый момент времени она "проявляет" материальный мир трёхмерного пространства в его состоянии на этот момент.

Рис. 2 – одна из многомерных голограмм с рисунка. 1

На рисунках у нас для наглядности многомерные голограммы представлены как трёхмерные объекты, где одно из измерений ( "в высоту") – это измерение времени, а два остальных ( "влево-вправо" и "вглубь – на передний план") соответствуют физическому пространству. То есть для каждого момента времени трёхмерное физическое пространство условно изображается двумерной плоскостью. Состояние и пространственное положение (на каждый момент) людей и других живых или неживых объектов трёхмерного материального мира условно изображается плоскими фигурами. Гиперплоскость М показана как двумерная плоскость, "проявляющая" плоский двумерный материальный мир.

В дальнейшем мы будем называть М плоскостью, и читатель может соотносить её как с трёхмерным пространством из четырёхмерной виртуальной модели, так и с изображением М в виде двумерной плоскости на всех приводимых рисунках .

Конкретному человеку соответствует в нашей виртуальной модели конкретная многомерная голограмма ( назовём её Ч). Сознание человека может двигаться вдоль оси В лишь вместе с плоскостью М, и его субъективно ощущаемое бытие в каждый момент времени - это поперечное сечение голограммы Ч плоскостью М.  Обозначим это сечение через С. При прохождении плоскости М через сечение С оно наполняется светом (энергией ) – плотной материей - жизнью; при продвижении плоскости М в следующее положение, предыдущее сечение С "обесцвечивается", снова превращается из момента реальной жизни в полупрозрачный эскиз.

 "Объективная реальность, данная в ощущении" данному человеку в данный момент времени - это интерференционная картина, образованная в рамках сечения С пересечением нашей голограммы Ч с другими голограммами (как на Рис.1).

Память человека можно сравнить с расположенным в сечении С зеркалом П, направленным   "назад" по оси времени. Там отражаются предыдущие по времени сечения этой голограммы, чем дальше назад - тем, вообще говоря, менее отчетливо (Рис. 3а и 3б). Здесь полезно будет вспомнить слова из песни: "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь".

 

Рис. 3а - Зеркало прошлого П. Это "корпускулярный" рисунок, где видны "квантовые скачки" между мгновениями нашей жизни

Рис. 3б - Зеркало прошлого П. Это "волновой" рисунок, где подчеркнута непрерывность нашей жизни, хоть она и состоит из мгновений

В зависимости от положения голограммы Ч, как одного из разумных органов, внутри всеохватывающего в рамках данной реальности, сверхразумного по отношению к Ч организма О (который в монотеистических религиях именуется Сущий ), Ч имеет некоторые возможности влиять на другие голограммы, а также - как непосредственно, так и опосредованно - на собственную структуру. Пути этого влияния: мысль, слово, физическое действие. Особое значение в мировых религиях имеет такая форма влияния, как прямое обращение к Сущему с идущей от сердца мольбой (настоящую молитву о помощи можно сравнить с сигналом боли, несущимся к мозгу от страждущего органа ). Если выполнение просьбы идёт на пользу всему Организму О, она выполняется. Если же поврежденное место не может быть восстановлено в прежнем виде без урона для Целого – проблема решается другим образом...

Все религии, в конечном счете, были призваны учить человека

Альтруизму и Безусловной Любви - Любви к людям и ко всему сущему.

А ведь это и означает воспитать человека, являющегося здоровой разумной частью общего Сверхразумного Целого!

Первой ступенью развития человека на этом пути было привитие здоровых  норм общественной жизни. Для каждого этапа развития общества, эти нормы включали всё - от способа убийства животных в пищу  ( чтобы сразу теряли сознание и не мучились), и до вершин этики отношений между людьми.

Люди, ставшие сознательно ( а может, и бессознательно - есть кристально чистые люди, что делают добро не задумываясь, это их способ жизни ) наиболее полезными для Целого разумными органами, получают от этого Целого больше возможностей влияния. Одна из таких возможностей, по-видимому, включает изменение положения соответствующей голограммы Ч в общей структуре; при этом идёт речь не только о данном сечении С и узорах внутри него ( бытие Ч в данный момент времени), а обо всей голограмме Ч, включая как будущее ( часть Ч, что находится "впереди" С по оси времени В), так и её часть "позади" С ( т.е. "прошлое" этого человека и всех соприкасавшихся с ним - как явно для него, так и неявно - существ, предметов, полей и прочего, а в конечном счёте - "прошлое" - с точки зрения людей - всей реальности О). При этом, разумеется, меняется и "отражение" в зеркале П, расположенном в сечении С - теперь, с точки зрения "постороннего наблюдателя" (находящегося вне организма О), у человека Ч возникла другая память о прошлом, да и бытиё у него ( всё в тот же момент, соответствующий сечению С) - другое. Другими словами, наша модель включает рассмотрение “сильного” воздействия, производимого человеком Ч в некоторый момент времени, или являющегося результатом соответствующей временной последовательности “слабых воздействий”, произведенных этим человеком. А именно, энергия, принесенная в сечение С плоскостью М, может быть использована человеком Ч в этот момент на " вспышку света сознания", которая ( или последовательность которых ), в свою очередь, воздействует "сверх плана" на другие объекты-голограммы. Такое воздействие может совершить некоторые “сдвиги” в структуре О ( если это целесообразно для Целого), а иногда даже может - "реактивно" - изменить и положение самого этого воздействующего объекта Ч внутри О, так что изменится и “память о прошлом” ( т.е. отражение в зеркале П), и ожидаемое будущее этого человека. В этом состоит концептуальное отличие предлагаемой модели жизни человека от "фаталистических" моделей, в частности, от модели Курта Воннегута, приводимой ниже в Приложении 2.

В рамках приведённой модели, есть место и для ясновидения ( на расстоянии, в прошлое, в будущее) - представим себе, например, что разумная голограмма Ч,  достаточно "высокопоставленная" в общей иерархии Сверхразумного Целого  О , имеет в сечении С, вдобавок к зеркалу П (направленному в прошлое), ещё и зеркало будущего Б, направленное "вперёд" относительно оси времени В (Рис.4а и 4б). Эта модель включает и "сверхъестественные" способности некоторых людей во влиянии на других и на развитие глобальных событий. Людей этих – гениев, пророков, экстрасенсов, великих лидеров – можно сравнить с нервами Организма О, передающими сигналы от мозга сердцу или другому важному органу, а может, каких-то из людей можно сравнить с различными центрами внутри мозга этого Целого...

 

 

Зеркало будущего Б.

Рис. 4а ( вверху) - "корпускулярный"; Рис. 4б ( внизу) – "волновой"

В целях иллюстрации образа "Многомерного человека" Ч внутри Всеобъемлющего Сверхразумного Организма О с осью времени В и плоскостью материализации М, сечением С, зеркалами прошлого П и будущего Б, приведём описание возможной объемной трёхмерной “оптико-механической” модели, с источниками света и реальными горизонтальными зеркалами в роли П и Б. Отметим, что здесь мы моделируем голограммы с помощью “твердых” предметов. Но тогда и взаимодействие голограмм, их интерференция нуждается в “твердом” аналоге. Поэтому воспользуемся дополнительными зеркалами ( они не были приведены на рисунках). А именно, будем моделировать сознание человека “Зеркалом Сознания” ЗС, расположенным в сечении С соответствующего объекта Ч. Восприятие человеком реальности – это отражение в Зеркале Сознания, а производимое человеком воздействие – это излучение света из ЗС.

Сверхразумный Организм О можно было бы представить в виде высокой, расширяющейся кверху прозрачной или полупрозрачной вазы, а внутри - полупрозрачные ( частично отражающие свет ) составляющие её "органы" , представляющие собою развитие различных объектов реальности во времени. Ось времени В - это вертикальная ось вазы. Можно иллюстрировать течение времени как скольжение вдоль оси времени перпендикулярной ей тонкой световой плоскости М, "проходящей поперёк" вазы. Поперечное сечение вазы этой световой плоскостью – это "мгновенное состояние" всей реальности в данный момент времени. В частности, поперечное сечение объекта Ч этой плоскостью - это и есть сечение С. Эта плоскость материализации-визуализации М, скользящая вдоль оси времени В внутри О , даёт Ч возможность излучать "вспышки света сознания" ( свет, отраженный от зеркала сознания ЗС, расположенного в сечении С). А эти вспышки, в свою очередь, воздействуют в какой-то мере на весь Организм О, и иногда - если это целесообразно для Целого - могут изменять само положение и форму всего объекта Ч, представляющего собою историю развития - физического и духовного – данного конкретного человека во времени.

Весь Сверхразумный Организм О тоже точнее было бы представить такой всеобъемлющей фигурой человека в процессе движения и развития, а не просто вазой - в Каббале утверждается, например, что всё содержимое нашей Вселенной образует фигуру человека ...

Источники

Думаю, что сформировать очерченный выше образ мне помогли:

  • вынесенная в эпиграф идея моего отца ( да будет благословенна его память )
  • знакомство с Торой и Каббалой
  • знакомство с литературой "Нью Эйдж", в частности, с книгами супругов Тихоплав
  • статья Вениамина Осиповича Ашкеназы "Колыбель разума и живой мозг" -Российская наука в Интернет, 1998

http://rusnauka.narod.ru/lib/author/Wenjamin_Aszkenazy/1/index.html,

http://aszkenazy.narod.ru/Cosmos1.htm

  • повесть П. Амнуэля “Высшая мера” - “Знание-сила”, 1990 http://www.izb.su/amnue/f_amnue1667p0.html
  • статья Виктора Охонина "О возможности изменения физически реконструируемого прошлого" – "The World Astrology Review", 2003

http:/www.trounev.com/thewar/No16/Okhonin.htm

  • книга "Trying to remember " by Tom Hansen – Freedom Press Associates, 1995 http://www.cosmiccooperation.com/   
  • книга Курта Воннегута "Бойня номер пять, или крестовый поход детей ", 1969, русск. пер. – Ставроп. кн. изд., 1989 ( см. ниже приложение 2)
  • уникальная обстановка на работе – мой кабинет находится в здании Музея Искусства и Науки Университета им. Бен-Гуриона, где экспонируются голограммы и работы известных художников, демонстрирующие связь искусства и науки http://www.bgu.ac.il/museum/tmoaas/
  • картина Marcel Duchamp, "Nu descendant un Escalier No.2", 1912

(приложение 3), репродукция которой есть и в нашем музее.

  • Особо хочу отметить потрясающую книгу Майкла Талбота "Голографическая Вселенная" (1991), рус. пер. - М., 2004 ( приложение 1).

Я открыла для себя эту книгу уже после того, как “увидела ” очерченный выше образ , но мне кажется, что именно она является важнейшим идейным источником литературы "Нью Эйдж", оказавшей неоценимое влияние на формирование моей парадигмы. Один из моих научных друзей, известный писатель-фантаст и астрофизик по специальности, после изучения книги Талбота утверждает, что в ней содержатся многие идеи настоящей статьи и много более ( хотя в книге и нет аналога плоскости материализации).

  • Краткая биографическая справка и список произведений Майкла Талбота удивительного человека, безвременно ушедшего из жизни в 1992 году

http://en.wikipedia.org/wiki/Michael_Talbot

  • Фотография и информация об одном из последних интервью МайклаТалбота

http://www.thinkingallowed.com/iwt-z.html

  • Статья "The Universe as a Hologram" by Michael Talbot

http://homepages.ihug.co.nz/~sai/hologram.html

  • Русский перевод этой статьи ( Ирина Мирзуитова )

http://www.agharta.net/Universe.html

Дополнительные материалы

Дорогие читатели, следующий ниже раздел 1 дополнительных материалов специально предназначен для любителей творчества Стругацких ( автор – из числа их горячих поклонников!) Остальных читателей приглашаю без ущерба для понимания статьи пропустить этот раздел и перейти к следующему.

1. Как видится в нашей модели жизнь Януса Полуэктовича из книги А. и Б. Стругацких "Понедельник начинается в субботу"

В нашей модели ось времени, проходящая внутри Всеобъемлющего Организма О,

рассматривается как прямая, а движение по ней плоскости материализации М - это движение в одном направлении; предположим также, что М движется с постоянной скоростью. Под словом "ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ" понимается точка на оси времени вместе с проходящей через неё плоскостью материализации М.

Допустим, что объект Ч - это Янус Полуэктович во всех его положениях в пространстве и времени и со всеми его мыслями и впечатлениями в течение всей его жизни. Рассмотрим Ч как "трубку" с рисунка 2 или 3б, только загнутую в виде петли ( но не в виде буквы "о", а в виде буквы "с" , повернутой по часовой стрелке на 90є, т.е. открытой снизу). Конец левого рукава - рождение, конец правого - смерть. Рукава, вообще говоря, могут быть разной длины. Это похоже на жизнь Януса Полуэктовича из "Понедельника" Стругацких с той разницей, что у Стругацких жизнь У-Януса состояла из непрерывных отрезков длиной в сутки, внутри каждого из которых "субъективное время" текло в том же направлении, что и объективное, а скачок "назад" осуществлялся в полночь - к полночи двое суток назад. А у нас плоскость материализации, определяющая и движение сознания – непрерывно движется по всей петле (в том числе и по правому рукаву) вверх, и, таким образом, сознание У-Януса непрерывно течёт от его старости до точки, где он "превратился" из А-Януса в У-Януса. Выше этой точки ( т.е. после превращения А- в У- ) ни один из них не присутствует в сечениях С, т.е. для окружающих людей ни того, ни другого Януса больше нет.

Более подробно:

Предположим для наглядности, что оба рукава этой загнутой полупрозрачной трубки Ч – одинаковой длины, т.е. рассматриваемый человек (А-Янус в левом рукаве) родился, рос и ровно в середине жизни перешёл на "обратное течение времени" по сравнению с окружающей реальностью (стал У-Янусом в правом рукаве). У-Янус умер глубоким стариком в тот самый - объективно - момент, когда родился А-Янус.

Плоскость материализации М начинает свое движение снизу, параллельно плоскости, на которой стоит двумя концами эта загнутая полупрозрачная трубка Ч. В сечении С трубки Ч этой плоскостью возникает свет – плотная материя - жизнь; при продвижении плоскости М в следующее положение, предыдущее сечение С "обесцвечивается", снова превращается из момента реальной жизни в полупрозрачный "эскиз".

Таким образом, для левого рукава нашей трубки Ч объективное движение времени совпадает с движением сознания от молодости к старости, а для правого рукава - наоборот.

Вопрос: что будет отражаться в зеркале прошлого П, расположенном в сечении С в правом рукаве? То, что ниже по оси времени ( старость и смерть) или то, что предшествует по законам природы - т.е. рождение и молодость ?

По Стругацким, У-Янус помнил то, что было ВЫШЕ для него и окружающих по оси времени. Для окружающих это будущее. Для того, кто движется ВНУТРИ ТРУБКИ Ч от места сгиба к концу правого рукава – это прошлое. Значит, у У-Януса зеркало П было направлено в сторону сгиба трубки ( а если предположим внутри трубки "волоконную оптику" – то и до самого конца левого рукава, где он родился – тогда ещё как А-Янус ).

А тот отрезок правого рукава трубки, который был уже в прошлом для окружающих ( и по оси времени НИЖЕ данного положения плоскости М ) – для У-Януса был будущим, которого он не знал. Поэтому он и спрашивал у всех: "Не разговаривал ли я с Вами вчера?" Значит, по Стругацким, У-Янус помнил то, что предшествует по законам природы. То есть в каждый данный момент времени Т он помнил всю свою молодость, хотя часть её проявилась в материальном мире позже (для внешнего наблюдателя), чем наступил момент Т.

Следующий ниже раздел 2 дополнительных материалов специально предназначен для тех, кто любит технические, осязаемые модели. Можно без ущерба для понимания статьи пропустить этот раздел и сразу перейти к приложениям.

"Инженерная" имитация некоторых особенностей нашей модели - мысленные эксперименты с киноплёнкой

Мысленный эксперимент: модель № 1.

Дадим "осязаемый" пример поясняющей модели для оси В, объекта Ч, плоскости М и сечения С. Правда, это - одна из самых "грубых" моделей, показывающая, как можно наглядно представить ось времени, но не показывающая сознание этого человека и – тем более – не показывающая, как человек в какой-то момент может изменить предназначенное ему будущее, а иногда – и прошлое (об этом - в другой раз). Как будет видно из нижеописанного, модель эту можно назвать "кинопроектор наоборот" (пленка неподвижна, а луч света движется). Но плёнка будет не просто непрерывной лентой...

Итак: надо взять кусок киноплёнки, где неподвижной камерой заснят в профиль один и тот же человек - в процессе какого-нибудь действия (например, спуск по лестнице). Пусть человек этот будет одет в красный облегающий костюм, и выкрасит голову и лицо в красный цвет. А лестница пусть будет желтая.

Теперь надо разрезать эту плёнку на кадры, и нанизать их на вертикальную проволоку ( это ось времени В) по порядку ( то, что раньше - внизу); проволока проходит через центр каждого кадра. Полученная высокая стопка кадров содержит в себе сразу два объекта, являющихся "органами" Сверхразумного Организма: красный объект Ч образован изображением нашего красного человека на всех кадрах, а желтый объект без названия образован изображением нашей желтой лестницы на всех кадрах.

Допустим также, что на проволоку с кадрами направлен сбоку луч света в форме минуса, т.е. сплюснутый по вертикали, но имеющий достаточную ширину по горизонтали, чтобы полностью осветить в точности один кадр (хотя луч попадает на кадр с "торца", считаем, что свет проникает на всю площадь кадра). Этот луч движется вдоль стопки снизу вверх, выхватывая из мрака каждый раз, очередной кадр и тут же переходя к следующему. Этот луч и есть плоскость М.

Каждая точка на проволоке соответствует некоторому моменту времени, находящийся на этом месте проволоки кадр - это "эскиз", который обретёт на мгновение жизнь, когда луч его осветит, а потом вновь лишится света и жизни - уйдет в прошлое. Освещаемый лучом в данный момент времени образ красного человека на этом кадре – это и есть (в предлагаемой грубой модели) сечение С. Подробнее оно будет рассмотрено ниже (см. абзац перед примечанием 3).

Примечание 1. Если посмотреть на эту стопку сверху, то все изображения лестницы совпадут - она ведь не двигалась в пространстве, и снимающая камера была неподвижна. А изображения человека будут сдвинуты друг относительно друга и относительно лестницы - он ведь спускался по лестнице, а камера была неподвижна. Таким образом, при взгляде на стопку сверху мы увидим то, что нарисовано на картине Дюшампа (при условии, что его "Обнаженная" была бы изображена в красных тонах, а лестница осталась бы жёлтой http://mapage.noos.fr/momina/duchamp/duchamp.html )

Примечание 2. С обычной точки зрения, как при рассмотрении кадров кинопленки, так и на картине Дюшампа подразумевается, что речь идёт о совокупности плоских фотографий ( или изображений на холсте) Трёхмерного Пространственного Объекта ( человека или лестницы), сделанных в последовательные различные моменты времени. В нашей же модели подразумевается, что плоская фигура человека в профиль на каждом данном кадре – это не изображение, а САМ ЧЕЛОВЕК в данный момент времени. Аналогично и про лестницу. То есть для удобства интерпретации оси времени ( учитывая, что и автор, и читатель этой статьи живут в реальном пространственном трёхмерном мире), мы соглашаемся в нашей модели вместо трехмерных пространственных объектов рассматривать их двумерные аналоги на плоскости, как во Флатландии у Тома Хансена в его книге "Пытаясь вспомнить"( http://www.cosmiccooperation.com/). А вертикальную ось нашего реального трёхмерного пространства мы отождествляем с осью времени внутри модели.

Мысленный эксперимент: модель № 2.

Это уточнение предыдущей модели, оно иллюстрирует понятие зеркала прошлого П и зеркала будущего Б. Наш человек сможет видеть прошлое и будущее, но даже элементарного сознания ( как способности отражать реальность, данную ему в ощущениях в настоящий момент ) – у него и в этой модели нет.

Рассмотрим один из нанизанных на проволоку кадров К, и приклеим к нижней поверхности этого кадра, внутри головы плоского красного человечка – тонкое зеркальце, в котором будут отражаться все кадры, расположенные в этой стопке ниже К. Это зеркало прошлого П (как на рис. 3а). Приклеим такие же зеркала и на нижние поверхности всех остальных кадров из стопки. У красного человека появилась память!

Предопределим также, что наш человек получит ко дню пятидесятилетия дар видеть будущее. Для этого, начиная с кадра в стопке, соответствующего началу Дня 50-летия этого человека, приклеим ещё одно тонкое зеркальце теперь уже к верхней поверхности каждого кадра, внутри головы человека. Это зеркало будущего Б ( как на рис. 4а). Для каждого данного кадра К, в этом зеркале будут отражаться все кадры, расположенные в данной стопке выше К.

Мысленный эксперимент: модель № 3.

Это уточнение предыдущей модели, оно иллюстрирует понятие элементарного сознания как способности отражать реальность, данную в ощущениях в настоящий момент. Такое сознание есть и у животных.

Рассмотрим один из нанизанных на проволоку кадров К. Это всё же не прямоугольник, а очень тонкий ( по высоте ) параллелепипед – ведь у киноплёнки есть толщина! Рассмотрим тонкое кольцевое зеркало в виде цилиндра такой же или меньшей высоты ( как толщина плёнки ). В горизонтальном сечении зеркало выглядит примерно так: () Отметим, что обе дуги должны смыкаться на концах, но иметь разную кривизну. Вся внешняя поверхность кольца – отражающая, внутренняя – матовая.

Вырежем из кадра К ( внутри головы человека ) кусочек плёнки точно такой формы как зеркало, и вместо него вставим в кадр это зеркало. Напомним, что "голова" на всех кадрах присутствует как "профиль", а не "фас" . Поскольку основная часть внешней информации поступает от органов чувств, которые на лице, а не на затылке, то для наглядности зеркало должно быть расположено внутри головы так, чтобы дуга большего диаметра была в сторону лица.

В этом зеркале будет отражаться та часть этого кадра К, которая находится в "пределах досягаемости" зеркала; в частности, там будет отражаться в уменьшенном виде та часть двумерной лестницы (т.е. часть профиля обычной для автора и читателя трёхмерной лестницы), на которую в данный момент смотрит наш красный человек в этом кадре. В зеркале будет отражаться и внутренняя структура человека, как она представлена в данном кадре – ведь человек ощущает не только внешний мир, но и себя!

Это зеркало моделирует сознание человека, обозначим его ЗС (Зеркало Сознания).

Аналогичную операцию (имплантацию зеркала ЗС ) произведём над всеми кадрами из стопки. Итак, красный человек обрёл способность восприятия (отражения) окружающей его в каждый данный момент реальности, и даже способность отражения собственного состояния на данный момент !

Напомним теперь последнюю (перед примечаниями) фразу из описания Модели №1: "Освещаемый лучом в данный момент времени образ красного человека на этом кадре – это и есть (в предлагаемой грубой модели) сечение С."

В нашей уточнённой Модели №3 сечение С – это по-прежнему "освещаемый лучом в данный момент времени образ красного человека на этом кадре", только теперь ( по сравнению в моделью №1) в этом образе присутствуют и Зеркало Прошлого П ( со всем, что в нём отражается), и Зеркало Будущего Б (со всем, что в нём отражается), и Зеркало Сознания ЗС – в нем отражается всё, что есть в сечении С ( кроме самого ЗС); в частности, в ЗС отражаются зеркала П и Б со всеми отраженными в них образами из прошлого и будущего…

Примечание 3. Теперь можно уточнить, что же для рассматриваемой модели № 3 отражается в зеркале прошлого. Для обычного человека (не экстрасенса) там отражаются не все предыдущие кадры из стопки, а состояния Зеркала Сознания ЗС из всех предыдущих кадров из стопки. Ведь обычный человек – не ясновидящий - вспоминает из прошлого только то, что видел и пережил в этом прошлом.

Примечание 4. В Модели №3 мы предполагаем, что не обязательно всё, что попало в кадр, отражается в Зеркале Сознания человека ( человек видит не всю реальность, окружающую его в данный момент ). Мы предполагаем, однако, что в Зеркале Сознания может отражаться лишь:

  • то, что было исходно ( без учёта всех трёх зеркал) в данном кадре ( и даже, возможно, не всё ), а также
  • всё или часть содержимого Зеркала Прошлого, находящегося в этом кадре, а также
  • всё или часть содержимого Зеркала Будущего (если Б вообще присутствует в данном кадре).

Благодарности

Я глубоко благодарна за интереснейшие обсуждения и внимание к моей работе Д-ру Виктору Охонину, Д-ру Вениамину Осиповичу Ашкеназы, Д-ру Павлу ( Песаху ) Амнуэлю, и Д-ру Томасу Хансену ( Dr. Thomas Hansen).

Я глубоко благодарна Елене Саппа за замечательные иллюстрации к статье.

Неоценим вклад в эту статью моих родных: первоначальным стимулом к размышлению послужила вынесенная в эпиграф фраза моего отца ( да будет благословенна его память); моя мама, музыкант по профессии, изучила первый вариант статьи и внесла множество полезнейших советов и замечаний; мой брат, музыкант по профессии, предложил приведенную выше аналогию с томограммой; а моя дочь постоянно заботится о повседневной жизни нашей семьи, позволяя мне "витать в эмпиреях". Огромное спасибо вам!

 

Приложение 1. О книге Майкла Талбота "Голографическая Вселенная"

 

Аннотация к полному русскому переводу книги (перевод В. Постникова), помещенному на сайте: http://www.alterp.com/Science/Talbot-1.shtml

"В основу книги Майкла Талбота положены гипотезы двух выдающихся современных ученых – пионера квантовой физики Дэвида Бома, ученика и последователя Эйнштейна, и известного нейрофизиолога Карла Прибрама. Они пришли к выводу, что весь материальный мир, от снежинок и электронов до баобабов и падающих звезд, не имеет собственной реальности, а является проекцией глубинного уровня мироздания. Вселенная – и это подтверждает ряд серьезных исследований – представляет собой гигантскую голограмму, где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине бытия и где все, от мала до велика, взаимосвязано и взаимозависимо. По мнению многих современных ученых и мыслителей, голографическая модель вселенной является одной из самых перспективных картин реальности, имеющейся в нашем распоряжении на сегодняшний день".

Приложение 2. Выдержки из научно-фантастического романа Курта Воннегута “Бойня номер 5, или Крестовый поход детей”

http://lib.ru/INOFANT/WONNEGUT/bojnya.txt

...Существа настроены вполне дружелюбно и умеют видеть все в четырех измерениях. Они жалеют землян, оттого что те могут видеть только в трех измерениях. Они могут рассказать землянам чудеснейшие вещи, особенно про время.

***

"Самое важное, что я узнал на Тральфамадоре,- это то, что, когда человек умирает, нам это только кажется. Он все еще жив в прошлом, так что очень глупо плакать на его похоронах. Все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Тральфамадорцы умеют видеть разные моменты совершенно так же, как мы можем видеть всю цепь Скалистых гор. Они видят, насколько все эти моменты постоянны, и могут рассматривать тот момент, который их сейчас интересует. Только у нас, на Земле, существует иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке, и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно.

***

Билли Пилигрим говорит, что для существ с планеты Тральфамадор Вселенная вовсе не похожа на множество сверкающих точечек. Эти существа могут видеть, где каждая звезда была и куда она идет, так что для них небо наполнено редкими светящимися макаронинами. И люди для тральфамадорцев вовсе не двуногие существа. Им люди представляются большими тысяченожками, "и детские ножки у них на одном конце, а ноги стариков - на другом".

***

Многое, что говорил Билли, было бредом для тральфамадорцев. Они не могли понять, как он воспринимает время. Билли бросил всякие попытки объяснить им это. Пришлось экскурсоводу зоопарка своими силами взяться за объяснение. И экскурсовод предложил слушателям вообразить, что они глядят через пустыню на горную цепь в озаренный солнцем ясный день. Они могут смотреть на вершину горы, на птицу или на облако, на скалу перед ними или даже на дно пропасти позади себя. Но среди них находится несчастный этот землянин, и голова его заключена в стальной шар, который он не может снять. И в этом шаре есть один-единственный глазок, через который он может глядеть, да еще к этому глазку приварена шестифутовая трубка. И это было только предварительное метафорическое описание всех бед Билли.

Будто бы он еще был привязан к стальной решетке, привинченной к платформе на рельсах, и никак не мог повернуть голову или сдвинуть трубку. Дальний конец трубки лежал на треноге, тоже привинченной к платформе. Билли только мог видеть крошечный просвет в конце трубки. Он не знал, что привязан к платформе, и даже не понимал, в каком странном положении он находится. А платформа то ползла очень медленно, то неслась по рельсам, подымалась в гору, катилась вниз, заворачивала; ехала напрямик. И только про то, что бедный Билли видел сквозь дырочку в трубке, он и мог говорить "Это жизнь".

( Примечание: в нашей модели Билли мог бы излучать через эту трубку "лучи сознания", которые – в исключительных случаях – сумели бы даже сдвинуть с места саму горную цепь и изменить положение рельсов, если бы это оказалось целесообразным для Целого. - Б.Р.)

Приложение 3.

Марсель Дюшамп, "Обнаженная, спускающаяся по лестнице" - Marcel Duchamp, "Nu descendant un Escalier"

http://mapage.noos.fr/momina/duchamp/duchamp.html