International Journal The World Astrology Review, No 2 (50), February 28, 2006

Астрология и Информационные Технологии

СИНТЕЗ АСТРОПРОФЕССИОГРАММ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АСК-АНАЛИЗА

Е. В Луценко (Краснодар, Россия)

 

Памяти доктора биологических наук, кандидата технических наук,
профессора Ольги Александровны Засухиной, посвящается

 

 

"На самой высокой вершине колючей горной гряды стояла обсерватория, где профессора делали массу замечательных открытий, выкуривали тысячи сигарет и жили в одиночестве рядом со звездами".

Туве Янсон, "Все о Мумми-Троллях"

Профессиограммой будем называть перечень личностных качеств с указанием в количественной форме степени их необходимости для успешного выполнения определенного вида деятельности.

Сами эти личностные качества могут быть различной природы:

– конституционные или генетически предопределенные (в т.ч., пол, национальность, темперамент, генетические заболевания, определенные виды способностей);

– физические;

– физиологические;

– психологические;

– социально-приобретенные, т.е. зависящие от конкретной истории жизни человека, его биографии, образования, семейного и социального статуса, возраста, а также других обстоятельств.

Конституционные качества во многом предопределяют и физические, и физиологические, и психологические параметры личности, а значит во многом предопределяют и ее "Судьбу". Кроме того в соответствии с интегральной моделью индивидуальности Вольфа Мерлина считается, что конституционные качества личности составляют как бы фундамент или фон, на котором развиваются ее социально-приобретенные качества. При этом определенный фон является благоприятным для развития одних социально-приобретенных качеств, для развития других он является неблагоприятным, и наконец есть и такие качества, для развития которых он является нейтральным.

Таким образом можно считать, что социально-приобретенные личностные качества являются результатом совместного действия конституционных личностных качеств и окружающей среды. В частности, для растений справедливо высказывание: "Фенотип определяется взаимодействием генотипа и окружающей среды".

Есть замечательное латинское высказывание: "Желающего судьба ведет, а не желающего тащит". Это очень точно характеризует роль конституционных качеств человека в его жизни. Если человек развивается в направлении, в котором у него "карт-бланш", выданный самой судьбой, то успех ему обеспечен, если же он пытается спорить со своей судьбой, пытается действовать вопреки или без согласия с ней, то он либо ничего особого не добивается, либо вообще погибает не достигнув никакой самореализации. Поэтому совпадение жизни с астрологическим прогнозами выше у тех людей, которые следовали своему призванию, предназначению и реализовали себя. Обычно люди, реализовавшие себя, более счастливы, чем люди со сломанной судьбой.

Астрология основана на гипотезе, что конституционные качества личности включают не только предопределенные генотипом, но и ряд других качеств, не обусловленных генотипом: – это так называемые астрологические характеристики личности, детерминистским образом связанные с ее точным местом и временем рождения.

В свою очередь астрологические характеристики личности также могут рассматриваться как иерархическая система, включающая:

– первичные астрологические признаки (стихия, определенная планета в определенном знаке зодиака);

– вторичные астрологические признаки (сочетания планет по знакам зодиака, т.е. так называемые астрологические фигуры в натальной карте).

Астрологические признаки разных уровней иерархии также могут быть включены в систему конституционных и социально-обусловленных качеств личности при разработке профессиограмм.

Такие профессиограммы, которые включают не только конституционные и социально-обусловленные, но и астрологические качества личности различных уровней иерархии будем называть "астропрофессиограммами".

Конечно, исторически астрология возникла очень давно, значительно раньше возникновения не только науки (в частности, генетики, термины и понятия которой использованы в предыдущем абзаце), но и монотеистической религии. И сейчас с точки зрения науки астрология не может рассматриваться как нечто большее, чем гипотеза.

Поэтому включать или не включать астрологические признаки в профессиограммы – это вопрос спорный в научном плане и дискуссионный.

Если говорить упрощенно, то на сегодняшний день ситуация в этом плане такова, что одни априори и совершенно безаппеляционно называют астрологию "лженаукой", хотя она возникла на тысячи лет раньше науки в их собственном понимании и совершенно непонятно, как она вдруг стала наукой, хотя и с унизительной приставкой "лже", другие столь же безапелляционно и самоуверенно объявляют астрологию вполне адекватной, как и ее методы, выводы и рекомендации.

Однако ни первые, ни вторые, не ставят вопрос об использовании методов и инструментария современной науки для проверки или оценки адекватности астрологии.

Какова же в этом вопросе позиция автора данной статьи? У автора был опыт разработки профессиональных интегрированных тестов, включающих несколько тестов и супертестов. Эти работы проводились по заказу Новороссийского морского пароходства и Кубанского отряда МЧС под научным руководством, д.б.н., к.т.н. профессора Засухиной О.А., с которой автор в 1972-1977 годах учился в одной группе в Кубанском государственном университете (на отделении теоретической физики). При этом использовалась технология и программный инструментарий автоматизированного системно-когнитивного анализа (АСК-анализ), разработанный автором [21, 37, 126, 136]. В нашем коллективе мнение по вопросу о том, включать ли в профессиограммы астрологические характеристики личности также разделилось: ряд сотрудников были категорически "Против" этого, а профессор Засухина О.А. с энтузиазмом выступала "За". В конце-концов все пришли ко мне и попросили выступить "третейским судьей". Я ответил примерно так, что я не придерживаюсь ни одной из этих позиций, а больше склонен проверить, есть эти связи или нет. Если они есть, то будут выявлены системой и отражены в модели, если же их нет, то это тоже будет выявлено и астрологические характеристики будут автоматически исключены из модели как незначимые при ее оптимизации (выполнении когнитивной операции "абстрагирование").

Существует известная проблема интерпретации астрологических характеристик, которая состоит в том, чтобы на основе этих характеристик получить информацию о физическом, психофизиологическом и социальном статусе личности, выработать рекомендации по корректировке ее целей, ценностей, мотиваций, семейного, социального профессионального поведения. Выработка таких рекомендаций и является основным содержанием труда или может быть даже скорее искусства астрологов.

Остается открытым интригующий вопрос, каким образом древние разработчики астрологии выявили зависимости между астрологическими характеристиками с одной с стороны, и прежде всего психологическими, но также и физическими и психофизиологическими, и даже медицинскими аспектами личности и ее судьбы, что и является основой для осуществления процесса интерпретации натальной карты.

С этим вопросом органично связан также вопрос о самом существовании этих зависимостей, т.к. сторонники астрологии говорят, что их существование является давно и достоверно установленным фактом, тогда как противники астрологии утверждают, что никаких подобных зависимостей в природе нет и быть не может.

Дело усложняется тем, что сторонники астрологии не могут объяснить откуда в астрологии имеются подобные знания, тогда как ее противники не утруждают себя каким-либо доказательствами своей точки зрения о том, что это вообще не знания. Для современных ученых кажется очень странным, что расположение планет в момент рождения вообще может как-либо влиять на личность, т.к. им непонятен возможный механизм такого влияния, т.е. у них нет его правдоподобной модели, объясняющей смысл астрологических зависимостей. (Справедливости ради необходимо отметить, что такой модели нет и у самих астрологов). А в соответствии с современной научной парадигмой они считают, что пока такой модели нет, то данная предметная область не является предметом научного познания. При этом вопрос об адекватности модели ставится в очень узком смысле, т.е. от модели требуется лишь соответствие фактам и прогностическая способность, и если это есть, то она практически автоматически гипостазируется, после чего все и начинает казаться понятным. При этом для присвоения статуса "научно" модель не обязательно должна соответствовать действительности по существу. В качестве примера можно привести набившие оскомину невозможные с точки зрения французских академиков метеориты, флогистон, эфир, невозможность ядерных реакций, и многое-многое другое. В соответствии с подходом, изложенным автором в работе [64], посвященной рассмотрению вопроса о том, что такое смысл, модель не обязательно должна быть содержательной, чтобы считаться научной. Кроме содержательных существуют еще и имитационные, и феноменологические модели, к которым относятся статистические и семантические информационные модели (СИМ), которые могут создаваться и использоваться с помощью АСК-анализа. Если спросить ученого, являются ли подобные модели научными, то ответ будет получен положительный, однако если явно этот вопрос не формулировать то традиционно "по умолчанию" какая-либо область знаний признается наукой только после того, как в ней появляется содержательная модель. Вместе с тем в науке есть много исключений из этого правила, например феноменологическая термодинамика считается ничуть не менее научно, чем содержательная молекулярная физика.

С учетом всех этих соображений в данной статье предлагается не рассматривать астрологию априорно как ненаучную или научную, а просто определить насколько она адекватна построив ее феноменологическую модель. Если верификация этой модели покажет ее высокую адекватность, то это означает, что существуют значимые связи между астрологическими характеристиками личности и ее конституционными и социально-приобретенными личностными свойствами, и, таким образом, хотя механизм этих связей и неизвестен, тем ни менее астрологию необходимо считать вошедшей в лоно науки, как ранее это произошло сравнительно недавно с психотерапией, иглотерапией, дерматоглификой, и в более отдаленной исторической перспективе практически со всеми науками, начиная с физики и химии.

Поэтому вопрос об источнике адекватных астрологических знаний у древних, по-видимому, целесообразно рассматривать не изолированно, а в общей системе с аналогичными вопросами о происхождении других аномальных и артефактовых знаний древних, т.е. таких знаний, которые им вроде бы как неоткуда было взять, т.е. противоречащих уровню их технологического и научного развития. К таким знаниям следует отнести знание системы акупунктуры и меридианов, параметров Земли, как планеты, в т.ч. ее полной географической карты, с характерными визуальными искажениями, возникающими при ее наблюдении из Космоса, знание места Земли в Солнечной системе и параметров Солнечной системы и планет, и многих-многих других, которые сегодня принято называть "эзотерическими". В этой связи необходимо отметить также превосходное если не сказать удивительное знание астрономии астрологами, которое не просто на века, а как минимум на несколько тысячелетий опережало уровень научной астрономической мысли.

Сравнение процесса интерпретации натальной карты с искусством вполне оправдано, т.к. в настоящее время этот процесс является творческим, слабоформализованным и во многом основан на жизненном опыте и интуиции астролога.

Однако и разработка профессиограмм представителями таких вроде бы уже общепризнанных научных направлений как психология или психофизиология также является очень сходным весьма слабоформализованным процессом, также самым существенным образом основанным на творческим, и во многом основан на жизненном опыте и интуиции ученого разработчика и исследователя.

В тоже время необходимо отметить, что в области формализации процесса разработки профессиограмм уже достигнуты определенные успехи. В последние годы создан целый ряд тестов, позволяющих оценивать респондентов на профессиональную пригодность в различных направлениях деятельности. Вместе с тем сама технология разработки подобных тестов является весьма наукоемкой, трудоемкой и дорогостоящей и этот процесс пока далек от стандартизации и малодоступен не только для потенциальных заказчиков на продукты подобных технологий, но и для самих ученых. Достаточно отметить, что в СССР существовало всего две научных школы, которые имели научный, информационный и технологический потенциал (включая ноу-хау), позволяющий решать подобные задачи: это Ленинградская и Киевская психологические научные школы. Сегодня Киевская школа оказалась за границей, а Ленинградская (Санкт-Петербургская) известна в основном по коммерческим работам фирмы "Иматон". А между тем психологические тесты сегодня используются все шире прежде всего в службах управления персоналом для решения весьма ответственных вопросов, влияющих на судьбы людей. Это как минимум означает, что эти тесты должны быть не только адаптированы и локализованы, но и применятся для тех целей, для решения которых они были предназначены разработчиками, и при удовлетворении всех этих условий – официально сертифицированы. Наша действительность в этом плане выглядит удручающе: на практике в службах персонала чаще всего применяются нелицензионные морально и физически устаревшие тестовые программы, взятые с компакт-дисков, причем эти программы никто и не думал адаптировать, локализовать и сертифицировать.

Разработчики современных технологий разработки профессиограмм должны поставить перед собой и решить по крайней мере следующие вопросы. Каким образом могут быть установлены личностные качества, какие для этого существуют инструментальные средства и процедуры? Как определить в количественной форме, какие личностные качества являются необходимыми для определенных видов деятельности, а какие вредны, а какие нейтральны? Как исключить из рассмотрения те личностные качества, которые не играют особой роли для определения успешности или неуспешности определенных видов деятельности и тем исключить непроизводительные затраты труда и времени на сбор и обработку несущественной информации? Иначе говоря, как разработать эффективные профессиограммы? Но если профессиограммы уже разработаны, то как их применять на практике? Какой инструментарий, а также какие технологии и методики его применения необходимы для разработки и применения профессиограмм?

Некоторые конституционные и социально-приобретенные личностные качества достаточно просто могут быть установлены непосредственно, другие же требуют для применения специальных средств методик и оцениваются косвенно на основе непосредственно-наблюдаемых и их выявление требует большого труда и использования специальных инструментов съема и обобщения информации.

Автоматизированный системно-когнитивный анализ (АСК-анализ) разработан автором и является широко и успешно апробированной современной автоматизированной технологией, позволяющей решать эти проблемы.

Полностью статья (1,39 Мб)